Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №69»
Исследовательская работа по физической
культуре
«Роль физических упражнений
в формировании осанки школьников»
Выполнила:
Скринник Ольга Александровна,
учитель физической культуры
МОУ «Средняя школа №69»
г. Ярославль
Слайд 2Цель: изучить, какое значение имеет осанка для здоровья человека.
Задачи исследования:
выяснить, что
такое осанка;
узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;
изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки;
понаблюдать за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и утренней зарядки;
разработать комплекс упражнений для исправления неправильной осанки.
Слайд 3Гипотеза:
Предположим, что у детей нарушена осанка, можно ли ее исправить?
Слайд 4Методы исследования:
наблюдение;
изучение литературы об осанке;
опрос учащихся;
поиск необходимых сведений в сети Интернета.
Слайд 5Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными
факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Слайд 7Признаки правильной осанки
голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном
уровне;
если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Слайд 9Признаки неправильной осанки
голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
плечи
сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
излишне увеличен поясничный изгиб.
Слайд 10Как обнаружить дефект?
Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен
раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.
Слайд 12Три степени нарушения осанки:
Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Все дефекты
осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой.
Вторая степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.
Третья степень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корригирующей гимнастикой, а требует специального ортопедического лечения.
Слайд 13Причины нарушений осанки
Врожденные дефекты
Родовые травмы
Разнообразные травмы позвоночника
Чрезмерно быстрый рост ребенка
Частые
инфекционные заболевания
Недостаточная двигательная активность
Неудовлетворительное питание и другие.
Слайд 14Группы риска
Дети, родители которых имеют значительные нарушения осанки
Дети высоких
родителей
Вундеркинды и дети, обучающиеся в элитных школах
Спортсмены
Молодые матери
Манекенщицы и фотомодели
Слайд 15 а) правильная
б) неправильная
Исследование 1
Получение теоретических знаний на тему
«Что
такое осанка»
Слайд 17Исследование 3
Изучение состояния здоровья учащихся МОУ СШ № 69
Слайд 18Сравнение состояния здоровья учащихся
МОУ СШ №69
в 2015 – 2016 и
2016 - 2017 уч. г.
Слайд 19Исследование 5
Изучение соматических заболеваний учащихся
по классам в МОУ СШ №
69
Слайд 21Исследование 7
Выявление причин нарушения
осанки у школьников
Как сидишь за столом?
Как
носишь тяжелую сумку?
Занимаешься ли физическими упражнениями?
Сколько времени проводишь, в течение дня в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)?
Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?
Есть ли у тебя своё рабочее место?
Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?
Слайд 22В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников:
Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых
Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых
У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.
Слайд 23Коррекция осанки
Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только
при систематическом и продолжительном их выполнении. Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании «навыка правильной осанки» (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела. После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений.
Слайд 24Физические упражнения
для формирования
правильной осанки
Слайд 35Упражнения для укрепления мышц стопы
Слайд 36Меры профилактики
При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула
спиной.
При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване.
Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Слайд 37ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведённых нами исследований мы убедились, что физические упражнения способствуют
профилактике и коррекции нарушений осанки школьников. Тем самым подтвердили выдвинутую гипотезу: нарушение осанки можно исправить с помощью физических упражнений, но целесообразнее их применять в более младшем возрасте, т.к. использование их в более поздние сроки становиться менее эффективным.
Слайд 38Список литературы:
Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
Алферова В.П. Как вырастить
здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).
Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье, 1988. – 133 с.
Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классы. Гербцова Г.И. – СПб.: Образование, 1994. – 44 с.
Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с.
Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.
Грачев В.И. Физическая культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.
Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
Слайд 39
Ты осанку береги —
Правильно сиди, ходи,
Пей побольше молока —
Кальций нужен нам
всегда!
Спасибо за внимание!