Слайд 1Характеристика программ образования дошкольников в области физической культуры
Слайд 2План
Классификация программ образования дошкольников в области физической культуры ;
Обзор комплексных программ;
Обзор
парциальных оздоровительных программ;
Обзор парциальных специализированных программ;
Программы дополнительного образования
Слайд 3 Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил
дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного
уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Слайд 5 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей
детей в различных видах деятельности и
охватывать следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 6Целевые ориентиры по ФГОС ДО
приобретение опыта в следующих видах поведения
детей:
двигательном, в том числе связанном с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук
а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах
спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере
овладение элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 7«От рождения до школы».
Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. Физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.
Слайд 8 Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана
программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
Слайд 9В разделе «Физическое развитие» раскрываются основы физической культуры ребенка, воспитания у
детей потребности в физическом самосовершенствовании, в движении на базе «мышечной радости».
В программе впервые подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряженного с ним развития двигательных способностей.
Слайд 10Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования).
Обязательны ежедневные специально организованные целенаправленные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части.
Для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составить на каждого ребенка своеобразную карту – прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности
Слайд 11ОБЗОР ПАРЦИАЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Программа «Здоровье»
Руководитель – В.Г. Алямовская. Это комплексная
система воспитания ребенка – дошкольника. Она включает в себя четыре основных направления:
Обеспечение психологического благополучия;
Охрана и укрепление здоровья детей;
Духовное здоровье;
Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Направление «Группы здоровья» для дошкольников – система физического воспитания детей.
Слайд 12Программа «Здоровый дошкольник». Автор – доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф. Змановский.
Основную
отличительную особенность программы составляет преобладание циклических, прежде всего беговых, упражнений и особенно их комбинаций (бег, плавание, лыжи, велосипед и т.п.), во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости. Эти упражнения составляют основное содержание:
Утренней зарядки;
Ежедневных занятий по физическому воспитанию;
Двух обязательных прогулок;
Физкультминуток на занятиях другими видами деятельности
Слайд 13
Парциальные специализированные программы
В группу специализированных программ входят программы по физической культуре,
адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений.
Слайд 14Программа «Старт». Разработана Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной и Л.К. Михайловой.
По мнению
авторов программы, обследование двигательной деятельности детей обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей.
Задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств.
Слайд 15
Программы дополнительного образования
«Са-Фи-Дансе». Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений.
Программа разработана Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилевой на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и названа по именам разработчиков.
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическом воспитанию в дошкольном учреждении.
Слайд 16«Путешествие в Олимпию».
Программа олимпийского образования дошкольников (автор – С.О. Филиппова).
Программа имеет целью ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры.
Слайд 17В дошкольном учреждении можно встретить использование так называемых нетрадиционных программ. Авторы
предлагают «разнообразить» физкультурные занятия включением в них элементов различных оздоровительных систем. Наибольшей популярностью пользуется хатха-йога, гимнастика ушу, психогимнастика.