Слайд 1 Баскетбол.
История, правила.
Головина А.С
преподаватель
физической культуры КОГПОБУ КМПТ
2015 год
Слайд 2Как все начиналось?
А начиналось это так: знаменательной зимой 1891 года
студенты колледжа МХА в городе Спрингфилд (штат Массачусетс), томились от тоски на занятиях по физическому воспитанию. Им приходилось постоянно выполнять комплекс бесконечных гимнастических упражнений, которые в то время считались единственным средством физического воспитания молодежи в учебных заведениях. Необходимо было срочно положить конец однообразию таких занятий, внести в них свежую струю. Выход из создавшейся тупиковой ситуации нашел скромный преподаватель физического воспитания колледжа по имени Джеймс Нейсмит, которого считают сегодня родоначальником современного баскетбола. На занятии по физической культуре, 1 декабря 1891 года он решил привязать две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала. После этого он разделил восемнадцать студентов на две команды, и предложил им новую игру, смысл которой сводился к тому, чтобы за определенный отрывок времени забросить как можно больше мячей в корзину команды соперника. Начало было положено. Вряд ли предполагал тогда доктор Нейсмит, какое большое будущее ждет его детище.
Слайд 3История развития баскетбола
В спортивном классе доктора Нейсмита обучались 18 школьников, которые
и участвовали в первом баскетбольном матче, состоявшемуся 21 декабря 1891 года. Размеры той площадки составили 15,24 на 10,66 метров. А первый удачный бросок в истории баскетбола (кстати, единственный в том матче) удался Уильяму Чейзу. Выполнил он его с расстояния 7,6 метра, с центра площадки, после чего его команда победила с нелепым для нашего времени счетом – 1:0.
Игра, изобретенная Нейсмитом, быстро приобрела известность: ведь его ученики, разъезжаясь по домам на рождественские каникулы, знакомили с ней всех своих приятелей. Прошел только один год, а в баскетбол уже играли все Соединенные Штаты. А поскольку среди учеников Нейсмита были 5 канадцев и 1 японец – то баскетбольная эпидемия охватила и эти страны.
На заре своего существования баскетбол был не таким зрелищным, как сейчас, и счет в нем рос не так быстро. Хотя Нейсмит задумал эту игру как бесконтактный вид спорта и даже установил соответствующие правила (первые правила баскетбола), на первых порах матчи превращались в очень жестокие потасовки.
На протяжении лет правила баскетбола менялись, благодаря чему игра становилась открытой, быстрой и динамичной. Например, отменили вбрасывание в центральном круге после каждого забитого мяча, ввели хронометраж игрового времени, правило 24 секунд и т.п. Именно поэтому, современный баскетбол – наверняка самый динамичный вид спорта.
Слайд 4Правила
Мяч разрешается бросать в любом направлении одной или двумя руками.
Мяч
можно отбивать в любом направлении, но только ладонями, а не кулаками.
Бежать с мячом в руках не разрешается. Из той точки, где он поймал мяч, игрок может его лишь бросить – либо по кольцу, либо партнеру. Если поймал мяч на бегу, немедленно должен остановиться.
Мяч можно держать только в ладонях.
Не разрешается толкать соперника плечом, задерживать его руками, ударять его. Первое нарушение этого правила кем-то из игроков наказывается фолом, за вторичное он удаляется с площадки до следующего заброшенного мяча, а если грубость – намеренная и очевидная, игрок удаляется до конца игры, причем права на замену его команда не получает.
Фол – удар по мячу кулаком, а также нарушение правил, обозначенных в пунктах 3 – 5.
Если какая-либо из команд нарушает правила три раза подряд (имеется в виду, что соперники в то время правила не нарушали), то её сопернику засчитывается дополнительное очко.
Заброшенным считается мяч, попавший в корзину по ходу игры, с площадки. Обороняющаяся команда не имеет права в этот момент дотрагиваться до своей корзины. Если мяч катится по ободу, а игрок обороны дотронулся до корзины, то мяч считается заброшенным.
Если мяч вылетает за пределы площадки, его вводит игрок, последним коснувшийся его. На вбрасывание ему дается всего 5 секунд. В спорных случаях мяч вводит в игру главный арбитр. Если игрок потратил на вбрасывание мяча больше чем 5 секунд, то он передается соперникам. Если команда умышленно тянет время, то арбитр наказывает её фолом.
Арбитр должен быть настоящим, справедливым судьей, замечать все фолы и уведомлять рефери о трех нарушениях, совершенных подряд. В соответствии с правилом 5 арбитр может дисквалифицировать игроков.
Рефери следит в основном не за поведением игроков, а за мячом. Решает, когда он в игре или вылетел за пределы площадки, какая команда должна вбрасывать, и к тому же фиксирует счет матча.
Матч проводится в два тайма. Каждый длится 15 минут. Перерыв между ними – 5 минут.
Команда, забросившая за это время больше мячей, считается победителем. Если счет ничейный, то по взаимному согласию капитанов матч может быть продлен до первого заброшенного мяча.
Слайд 5
Правила Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом
и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением. Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., пока не будет выявлен победитель матча.
Слайд 6
Правила За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное
количество очков: 1 очко — штрафной бросок 2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии) 3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации) Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх четвертей, длительность каждой 10 минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами. Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28×15 м. Размер щита 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см.
Слайд 7Баскетбол-
— спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две
команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире.
Слайд 8План площадки
Площадка и размеры линий Игровая площадка должна представлять собой
плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий Для главных официальных соревнований ФИБА, а также для строящихся новых игровых площадок размеры, измеренные от внутреннего края ограничительных линий, должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.
Слайд 9Не более чем десяти (10) членов команды, имеющих право играть. Тренера
и, по желанию команды, помощника тренера. Капитана, который должен быть одним из членов команды, имеющего право играть. Пять (5) Игроков каждой команды должны находиться на площадке в течение игрового времени и они могут быть заменены
каждая команда должна состоять из:
Слайд 10Как играют мячом В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с
мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Как играют мячом
Слайд 11Контроль мяча
Игрок контролирует мяч, когда он держит или ведет живой
мяч, или живой мяч находится в его распоряжении. Команда контролирует мяч, когда Игрок этой команды контролирует живой мяч или Игроки этой команды передают мяч друг другу.
Слайд 12Штрафные броски
Нахождение игроков при штрафном броске Штрафной бросок - это
возможность, предоставляемая Игроку, набрать одно (1) очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга. Серия штрафных бросков - это все штрафные броски в результате наказания за один фол. Штрафной бросок и все действия, связанные с ним, заканчиваются, когда мяч: Входит непосредственно в корзину сверху, остается в ней или проходит сквозь нее. Не имеет больше возможности попасть в корзину непосредственно или после касания кольца. Правильно был сыгран Игроком после того, как коснулся кольца. Касается пола.
Слайд 13Развитие баскетбольных навыков
Ведение мяча
Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса.
Стоя на месте. Ведение вокруг и между ногами.
Стоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см.
Стоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой.
Стоя на месте. Ведение двух мячей.
Стоя на месте. Ведение трех-четырех мячей.
Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола.
Сидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе.
Бег на носках с ведением мяча.
Бег на пятках с ведением мяча.
Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча.
Бег в полуприседе с ведением мяча.
Слайд 14
13. Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча.
14. Спортивная ходьба
с ведением мяча.
15. Гладкий бег с поворотами и ведением мяча.
16. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами.
17. Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге.
18. Бег окрестным шагом с ведением мяча.
19. Бег спиной вперед с ведением мяча.
20. Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90* с ведением мяча. Таким образом тренируется пивотный шаг.
21. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча.
22. Бег взахлест назад с ведением мяча.
23. Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге.
24. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча.
Слайд 15Техника выполнения броска
Броски из-под щита. Игроки выстраиваются в две колонны.
В каждой колонне по два - три мяча. После ведения головной игрок забрасывает мяч и передает его в свою колонну. Затем переходит в хвост другой колонны .
Броски из-под кольца с препятствием. Игрок отдает мяч тренеру, разбегается к кольцу, получает ответную передачу, делает два шага, перепрыгивая через стул, и бросает по кольцу. Задача: при броске выпрыгнуть максимально вверх, не задеть стул и быть готовым к борьбе на щите. Упражнение воспитывает у игроков стремление завершать бросок из-под кольца в высшей точке прыжка, оставаться в игре после броска и участвовать в борьбе за отскок на чужом щите .
То же, что и упр. 2, но тренер передает игроку мяч для завершения атаки в одном прыжке.
4. Броски со средней дистанции без сопротивления. Игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в быстром темпе.
Слайд 165. То же, что и упр. 4, но ведение начинается от
лицевой линии к линии штрафного броска и бросок выполняется с поворотом на 180*.
6. То же, что и упр. 4, но бросок выполняется с расстояния 5-6-8 м, с разных точек.
7. То же, что и упр. 6, но после выполнения передачи от стены.
Слайд 17
Улыбнемся вместе. Последний удар.