Слайд 1Особенности организации и методика занятий адаптивной физической культурой студентов с нарушениями
органов зрения
Слайд 2Нарушения зрения
Незрячие:
тотальная потеря зрения;
остаточное зрение.
Слабовидящие
Слайд 3Особенности внимания
Внимание – это сконцентрированная энергия сознания,
направленная на тот или иной объект.
Нарушено непроизвольное внимание.
Снижено произвольное внимание.
Внимание часто переключается на второстепенные объекты.
Рассеянность.
Слайд 4Особенности памяти
Память - способность запоминать, сохранять и
в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.
Быстрое забывание усвоенного материала.
Ограниченный объем, сниженная скорость и др.
Велика роль словесно-логической памяти.
Слабая сохранность зрительных образов.
Снижен объем долговременной памяти.
Высокий объем кратковременной слуховой памяти.
Особая роль вербальной информации.
Слайд 5Особенности памяти
Для усвоения двигательного действия слепым и
слабовидящим студентов требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа.
Приобщение обучающихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти (А.Г. Литвак, 1998).
Слайд 6Особенности восприятия
Восприятие - психический процесс формирования образа
предметов и явлений внешнего мира.
Восприятие внешнего мира ограничена.
Нарушена целостность восприятия.
У студентов слабовидящих и с остаточным зрением доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие.
У незрячих студентов преобладает осязательно-двигательное восприятие.
Слайд 7Особенности мышления
Мышление нередко определяют как способность к
решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.
Сужены понятия об окружающем мире.
У слабовидящих студентов отмечаются словесно-логический, наглядно-образный и практически-действенный типы мышления.
Слайд 8Особенности физического развития
Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
расстройством функций зрения
на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;
ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности;
неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;
снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся.
Слайд 9Особенности физического развития
Наиболее выраженные отклонения у студентов с нарушением зрения:
длина тела
меньше на 5—5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками,
масса тела на 6—7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих,
мышечная сила значительно ослаблена,
движения угловаты, медленны и нерешительны,
наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.
Слайд 10Основными факторами, определяющими возможность участия в физкультурной деятельности студентов с нарушениями
или патологиями зрения, являются:
состояние здоровья,
характер глазной патологии,
общая физическая подготовленность,
уровень психологической подготовленности.
Слайд 11Особенности проведения физической культуры с обучающихся с депривацией зрения
В работе с
инвалидами по зрению используются в основном те же методы и методические приемы, что и с нормально видящими.
При нарушении зрения речь берет на себя основную компенсаторную функцию.
Для обучения ориентировке используются метрономы, колокольчики, свистки и другие сигналы.
Показ движений для слабовидящих — зрительный, для слепых — осязательный.
С помощью музыкального сопровождения можно управлять движениями, изменяя темп, ритм, усилие, выразительность, эмоциональность исполнения.
Наиболее эффективным методом коррекции и развития психомоторики является игровой метод.
Слайд 12При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
использовать как стандартные (одинаковые
по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе занятия) виды нагрузки;
варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;
варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;
варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
Слайд 13При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
воздерживаться от длительной статической
нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у студентов с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;
для улучшения психосоматическое состояния использовать психогимнастику;
наблюдать за самочувствием занимающихся;
умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;
при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ.
Слайд 14Основной формой организации обучения плаванию является учебно-тренировочный занятия.
Наполняемость группы не более
10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения.
Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в воде).
Обучение плаванию студентов с нарушениями зрения
Слайд 15К особенностям обучения незрячих студентов плаванию относятся:
затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала,
отсутствие
возможности зрительного подражания,
отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде,
страх неизведанного пространства,
относительно низкая температура воды,
необычное положение тела,
боязнь столкновений
и прочие.
Слайд 16Этап
«Формирования навыка пространственной ориентировки в воде»
Ориентировка студентов относительно места проведения занятий.
Применение
дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров.
Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией.
Используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия.
Ведущий метод обучения - объяснения.
Слайд 17Этап
«Разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера»
Формирование представления о движениях в
воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду.
Упражнения на задержку дыхания.
Общеразвивающие и специальные упражнения.
На суше необходимо добиваться правильного выполнения имитации плавательных движений.
Слайд 18Этап
«Формирование базовых навыков»
Освоения водной среды, погружения в воду, лежания на воде,
скольжения в положение «торпеда» на груди и спине.
Обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях.
При плавании с доской предварительно изучить способы держания доски.
Плавание с различными вращениями и изменениями направлений.
Слайд 19Этап
«Разучивание согласования движений руками и ногами, согласования движений руками с дыханием,
согласования движений руками и ногами с дыханием»
Завершающий этап
«Проплыть 25—50 м
в полной координации»
Слайд 20Ограничения
Прыжки в воду с вышки, трамплина, тумбочки.
Миопия высокой степени (выше 6
D).
Отслойка сетчатки.
Опухоли мозга и глаза.
Глаукома
Послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).