Слайд 1Тема 1.3 Урок в процессе обучения физической культуре
16. Особенности физического воспитания
учащихся старшего школьного возраста
Слайд 2Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической
и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.
Слайд 3Задачи физического воспитания старших школьников
понимание роли физической культуры в развитии личности
и подготовке ее к профессиональной деятельности;
знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Слайд 4Анатомо-физиологические особенности учащихся старшего школьного возраста
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей
с 16 до 18 лет (IX—XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах.
Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5—8 кг.
Слайд 5Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на
13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Слайд 6Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у
девушек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.
Слайд 7Развитие физических качеств старших школьников с помощью круговой тренировки
Разнообразить физическую нагрузку,
развить способности учащихся позволяет круговая тренировка «из круга в круг». При этом круговая тренировка делится как бы на «малые круги», в каждом из которых содержатся упражнения, направленные на развитие какого-то конкретного двигательного качества.
Выполняя комплексы упражнений в каждом «малом» круге (упражнения на гибкость, ловкость, силу, быстроту), учащиеся переходят из «круга» в «круг», соблюдая необходимый интервал для отдыха.
Следующий методический вариант предусматривает фиксацию общего времени прохождения круга (или нескольких кругов) в соревновательной обстановке. Учащиеся правильно выполняют на каждой станции заданное учителем количество повторений упражнения и затем самостоятельно переходят на следующую станцию, стараясь как можно быстрее пройти все станции, т. е. круг. Чтобы не было задержек при переходе от одной станции к другой, подготавливается несколько одинаковых снарядов, создается возможность обгона.
Слайд 8Комплексы упражнений для развития ловкости
1-я станция. Бег по лабиринту, образованному покрышками.
2-я
станция. И.п. – стоя лицом к покрышке продольно. 1 – левую ногу согнуть на снаряд, руки на пояс; 2 – толчком правой ноги встать на покрышку, стойка на носках, руки вверх-наружу; 3 – поднимая левую ногу назад, «ласточка» на правой, руки в стороны; 4 – и.п. то же, на левой ноге.
3-я станция. И.п. – стоя на покрышке продольно, руки на поясе. 1–4 – четыре прыжка на обеих ногах; 5–8 – прыжки с поворотами налево на 360°; 9–16 – то же с поворотом в другую сторону; 17–32 – то же, что 1–16, но прыжки сначала на левой, а затем на правой ноге.
4-я станция. И.п. – упор лежа на покрышке продольно, руки на снаряде. 1–2 – в упоре лежа переступание налево на 360°; 3 – мах левой ногой назад, разноименная рука вверх; 4 – и.п.; 5 – мах правой ногой назад, равноименная рука вверх; 6 – и.п; 7 – отталкиваясь от покрышки, хлопок в ладони; 8 – и.п.; 9–16 – то же, но поворот вправо на 360°.
5-я станция. Стоя на покрышке продольно, в руках скакалка. Прыжок с покрышки в группировке через сложенную втрое скакалку.
6-я станция. Стоя на покрышке продольно, в руках мяч. Бросок мяча из-за спины через голову и ловля его перед собой.
Слайд 10Комплекс упражнений для развития силы
1-я станция. Приседания на одной ноге с
опорой на стену.
2-я станция. Жим штанги в положении лежа.
3-я станция. В висе: поднимание ног до перекладины.
4-я станция. Прыжки через скамейки «змейкой» с продвижением вперед.
5-я станция. Лазание по стенке без помощи ног.
6-я станция. Резиновый амортизатор закреплен у стены. «Упражнение лыжника».
7-я станция. Правой, затем левой рукой взять за угол газетный лист. Смять лист, используя силу кисти.
8-я станция. Поднимание груза на кистевом тренажере.
9-я станция. И.п. – лежа на спине, руки с набивным мячом вверх. Одновременное поднимание туловища и ног.
10-я станция. И.п. – лежа поперек скамейки, лицом вниз, ступни закреплены, руки за головой. Наклоны назад и выпрямление туловища.
11-я станция. Прыжки со скакалкой.
12-я станция. Различные варианты сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Слайд 11Средства физического воспитания старших школьников
Основные средства для учащихся старших классов должны
быть определены с учетом пола, т.к. юноши и девушки выбирают разные по характеру средства физического воспитания. Для девушек характерны физические упражнения гимнастической направленности:
Ритмическая гимнастика;
Аэробика;
Степ-аэробика;
Занятия фитнес-технологиями;
Юноши выбирают упражнения силовой аэробики; восточных единоборств, атлетической гимнастики.