Слайд 1Тема 2.1 Особенности физического воспитания дошкольников, младших школьников, подростков и старших
школьников
Занятие № 4
Слайд 2Периодизация школьного возраста
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека.
В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:
1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);
2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);
3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).
Слайд 3Значение физического воспитания
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их
анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе.
В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Слайд 4Задачи физического воспитания
Оздоровительная задача: Укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию
- Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.
- Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.
Слайд 5Особое внимание формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия.
Важным показателем нормального физического
развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.
Слайд 62) Образовательная задача: Вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о
правилах закаливания, а также формировать жизненно важные двигательные умения и навыки
Вооружение учеников знаниями по физической культуре происходит в процессе физического воспитания детей при помощи теоретического раздела «Основы знаний», который содержится в учебном материале каждого класса;
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.
Слайд 7- Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно
с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Слайд 8Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее
внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения.
Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.)
Слайд 93) Воспитательная задача: развивать двигательные (физические) качества; формировать интерес к физкультуре
и потребность заниматься ей; воспитывать позитивные морально-волевые качества.
- В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган.
- Особое внимание уделять развитию гибкости, так как это самый благоприятный возраст для этого качества.
Слайд 11У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в
развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями.
Необходимо развивать - координационные способности, такие как чувство равновесия, прыгучесть.
Слайд 12Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой - необходимое условие успешного
осуществления физического воспитания школьников.
В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки. Каждому школьнику следует привить желание заниматься физкультурой.
Слайд 14Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи
в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия.
Слайд 15Воспитание позитивных морально-волевых качеств является одним из важных заданий, что осуществляется
в процессе занятий физкультурой.
Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы.
В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали.
Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
Слайд 17Формы организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Формы организации учеников начальных
классов составляют определенную систему, которая охватывает:
- уроки физической культуры;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);
- внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);
- внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках).
Слайд 18Урок физической культуры
Основной формой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов
являются уроки физической культуры.
После определения конкретных задач урока учитель подбирает средства, с помощью которых он будет решать поставленные задачи.
Поскольку основные задачи урока выполняются в основной части урока, то и отбор содержания и средств следует начинать с нее, а уже дальше определять содержание, средства и методы подготовительной и заключительной частей.
Потом учитель определяет место проведения урока, необходимое оборудование и инвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие методические замечания относительно выполнения их.
С этой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы, устанавливает определенный порядок изучения упражнений и перехода от одной к другой, а также способы передвижения учеников на уроке.
Слайд 19Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:
- гимнастика перед началом занятий;
физкультурные минуты во время уроков;
игры и физические упражнения на перерывах и в
режиме продленного дня.
Слайд 20Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Средствами физического воспитания младших школьников
являются физические упражнения, использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы.
Физические упражнения являются основным средством физического воспитания в школе. С помощью их осуществляются задания, направленные на всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных навыков таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и другое, развитие основных физических качеств (ловкости, скорости, силы, выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств и полезных привычек.
Гигиенические факторы - это режим дня школьника и соблюдения правил гигиены.
Деятельность ребенка следует организовать так, чтобы выполнялись рекомендации гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физическими упражнениями и тому подобное. Правильный режим дня (в школе и дома) предотвращает переутомление, способствует успешному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную трату времени.
Слайд 21Оздоровительные факторы (воздух, солнце, вода) можно использовать как самостоятельное средство укрепления
здоровья и закаливание организма ребенка, например принятие воздушных и солнечных процедур, купание, обтирание водой, а также в сочетании с выполнением физических упражнений - воздушные ванны во время утренней гимнастики, водные процедуры после утренней гимнастики и тому подобное.
Слайд 22Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Вес. Развитие детей в младшем школьном
возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см.
Масса тела возрастает упорядоченно. Вес 7-летнего - около 25 кг, 11-летнего - 37 кг.
Рост. После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см.
Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя - на уроках в школе, при выполнении домашних заданий - делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Позвоночник в жизни человека выполняет рессорную функцию. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника.
Слайд 23Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых
клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.
Органы дыхания. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.
Сердечно-сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Сердце ребенка не велико по объему и мышца его не обладает достаточной силой. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток крови к работающим мышцам (для удовлетворения их повышенной потребности в питании и кислороде) обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.
Слайд 24Нервная система. Функциональные показатели нервной системы в это период далеко не
совершенны. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что сможет привести к быстрой истощяемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Поэтому, не рекомендуется планировать длительные по времени упражнения и игры. Нужна частая сменяемость заданий и игр, перемежающаяся кратковременным отдыхом или упражнениями не связанными большими нагрузками.
Образное мышление – особенность детей этого возраста, которая должна быть использована в ходе обучения. Соотношение процессов возбуждения и торможения накладывает свой отпечаток на психику.