Слайд 1«Общекультурное и социальное значение физической культуры»
МКОУ Никольская СОШ
Разработал учитель начальных классов
Авдиенко Дарья Сергеевна
Слайд 2Что такое физическая культура?
Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις — «природа» + культура) — область социальной деятельности,
направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Слайд 3Значимость функций предмета «Физическая культура»
нацеливает на вооружение студентов знаниями
способствует формированию основных
двигательных и инструктивных навыков
приучает к систематическому использованию физической культуры в жизни
содействует развитию двигательных и морально-волевых качеств
содействует нормальному росту организма
Слайд 4Физическая культура личности
- Это качественное системное свойство человека, проявляющееся в
единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия
Слайд 5Физическую культуру личности характеризует:
Интерес к занятиям физическими упражнениями;
Состояние здоровья;
Систематические занятия физическими
упражнениями для самосовершенствования;
Объем специальных физических упражнений , позволяющих с пользой применять их на практике;
Разносторонняя базовая физическая подготовленность;
Овладение гигиеническими навыками и приобретение привычек здорового образа жизни;
Владение организационно-методическими умениями проведения самостоятельных физкультурных занятий.
Слайд 6 Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой.
Занимаясь физическими упражнениями , человек развивает и совершенствует не только физические возможности, но и формирует другие свойства личности – волевые, нравственные, эстетические и др.
Слайд 7Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека
под влиянием условий жизни и воспитания.
Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.
Слайд 8Физическое воспитание
Это организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению
хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.
Цель физического воспитания –это сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Слайд 9Физическая подготовленность
характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной)
и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и её цели.
Слайд 10Младший школьный возраст (7-10 лет) –
период, наиболее благоприятный для закладки
практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, значит, время упущено. Физическая активность младшего школьника: ежедневная утренняя зарядка и 2-3 физических тренировками в неделю.
Слайд 11Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств
Спорт – очень сложен и
порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются спортсменами по-разному.
Слайд 12Общекультурные функции физической культуры и спорта:
– мировоззренческая (отражающая особенности проявления форм
общественного сознания в сфере физической культуры и спорта);
– творческая (развитие творческих сил человека);
– информационная ;
– нормативная и оценочная;
– гедонистическая (получение физического и духовного удовольствия от двигательной активности);
– катарсическая (снимается излишнее психическое напряжение);
– эстетическая (формирование эстетических способностей)
(М.Я. Виленский, В.Л. Динер, В.И. Ильин, В.И. Жолдак)
Слайд 13Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты
личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.
Слайд 14Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального образования»
Цель физического воспитания: состоит
в гармоничном развитии тела каждого студента в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.
Слайд 15
Задачи профессиональной направленности физического воспитания студентов :
1. Развитие и совершенствование профессионально
важных физических качеств и двигательных навыков.
2. Совершенствование психофизиологических функций организма, необходимых для успешного освоения конкретной профессии.
3. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.
4. Профилактика профессиональных вредностей: вынужденная рабочая поза, высокая и низкая температура воздуха, гиподинамия и т.д.
5. Сообщение студентам знаний, необходимых для успешного применения приобретенных умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности.
Слайд 16
- в виде специальных целенаправленных уроков, либо включения в урок ОФП
специальных упражнений профессионально-прикладного характера, либо в процессе самостоятельных занятий в форме домашних заданий;
- в форме физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, спортивная перемена, коррегирующая гимнастика);
- в спортивно-массовых мероприятиях, внеклассной работе (соревнования, конкурсы, праздники по профессиональной прикладной физической подготовке).
Профессионально-прикладная физическая подготовка реализовывается во всех формах проведения занятий по физическому воспитанию:
Слайд 17
Профессиональная направленность физического воспитания формирует у студентов основы культуры здоровья и
здорового образа жизни.
Слайд 18Список литературы
1. Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д.
Гончаров//. - СПб., 1994. - С. 193. 2. Ионин, Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин//.-Москва., 2006. -С.280 .
2. Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е.В. Морозова // Вестник Удмуртского университета. - 2003. - №10. - С.161.
3. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. - СПб, 2001. – С.208 .
4. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. – С.456.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. - М.: Гардарика, 2008. – С.463.
6. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.
7.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов// Москва, «АСАДЕМА», 2001 .-С. 192.
8. Интернет ресурс https://infourok.ru Реферат по теме «Физическая культура как социальное явление культуры»