Слайд 1МБДОУ №24 "Васильки" с. Осиново
Зеленодольского района РТ
Презентация на тему: Народные
игры
Инструктор по физической культуре
Закирова Вилера Николаевна
Слайд 2«Маленькие дети… играют, как птица поет». Эти слова емко и образно
выделяют главное: игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Различные народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Народные игры разнообразны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать в детском саду.
Слайд 3Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.
Их можно разделить на
две большие группы: подвижные и спортивные.
Игры:
Собственно подвижные: Сюжетные
Бессюжетные
Игры-забавы
Аттракционы
Спортивные:
Футбол
Волейбол
Баскетбол
Бадминтон
Теннис
Городки
Хоккей
Слайд 4Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает
явления окружающей жизни (повадки животных, птиц, движения транспорта и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, не имеют сюжета, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.
Спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Слайд 5Горелки.
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть», -
отсюда и названия игры.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараясь взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Игра повторяется.
Слайд 6Горелки (2 вариант)
Все участники игры встают в круг, водящий в центре
круга. Участники игры говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, дети делают 3 шага в круг, говоря при этом:
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!
После того как дети произносят эти слова, дети разбегаются, а «горелка» старается поймать кого-либо из деток. До кого «горелка» дотронулась, тот «горит». Игра повторяется.
Слайд 7У медведя во бору
Игра для самых маленьких. Из всех участников
игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга.
1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Слайд 8Бабка-Ежка
Дети образуют круг. Выбирается Бабка-Ежка, она встает с помелом в середину
круга. Дети, идя по кругу, дразнят ее.
Бабка-Ежка! Костяная ножка!
С печки упала, ногу сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Пошла она на улицу
И поймала курицу.
Пошла на базар-
И купила самовар!
По окончании слов дети разбегаются, а «Бабка-Ежка», прыгая на одной ноге, стараются как можно больше задеть детей помелом. До кого она дотронулась, «замирает». Игра продолжается пока не будет поймано 5-6 детей.
Слайд 9Гуси
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых
собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
2 вариант
Правила игры те же, но волка становится 2, с двух сторон.
Слайд 10Кошка и мышка
Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут
друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней. Кошка старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают ее в круг.
Когда кошка наконец проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.
Правила: Кошка может поймать мышку как в круге так и за кругом.
Играющие открывают ворота только для мышки.
Слайд 11Мышеловка.
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть) образует круг
– мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
«Ах, как мыши надоели!
Развелось их просто страсть,
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!»
По окончании дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу педагога: «Хлоп» – дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг.
Слайд 12Хитрая лиса
Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за
спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают:
Хитрая лиса, где ты? и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка.
После трех вопросов лиса отвечает:
Я тут! и начинает ловить.
Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.
Слайд 13Пузырь
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок,
стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!».
Указания: сначала в игре принимают участие 6-8 детей. При повторении могут играть 12-15 детей.
2 вариант.
Играющие отходят назад держась за руки, затем бегут по кругу, пока воспитатель не скажет: «Летел, летел и за веточку задел». Тогда они опускают руки и приседают на корточки, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш» - воздух выходит.