Слайд 1Методическая разработка занятия
по учебной дисциплине «Физическая культура»
Раздел 3 Баскетбол.
Тема: Ведение
мяча левой, правой рукой с обводкой препятствий, бросок баскетбольного мяча в корзину»
Преподаватель физической культуры Лымарь В.Н.
Слайд 2Цели занятия
Обучающая
1. Обучить различным приемам ведения мяча. Совершенствование броска баскетбольного мяча
в корзину.
Развивающая:
1. развитие двигательных навыков
2. развитие ловкости, координации
3. развитие волевых качеств
Воспитательная:
1. воспитание чувства коллективизма, стремление к здоровому образу жизни
Слайд 3Общие компетенции
Формируемые ОК
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Слайд 4Классификация техники игры в баскетболе
Слайд 5Практические учебные занятия
1.Техническая подготовка
1.1 Обучение технике передвижения
игрока (стойки и перемещения)
1.2 Обучение технике ловли и передачи мяча.
1.3 Обучение технике ведения мяча.
1.4 Обучение технике броска мяча.
2. Тактическая подготовка
2.1 Тактика защиты и нападения
2.2 Тактика индивидуальных действий, командных действий
Слайд 7Задания для практического занятия
Задание № 1. Разминка с
мячами.
- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории.
- между ног “восьмёрка”.
- вращение вокруг туловища.
- вращение вокруг головы.
- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.
- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.
- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.
- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.
- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.
- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.
Слайд 9Техническая подготовка
Обучение техники передвижения игрока (стойки и перемещения). Упражнения
без мяча.
Прыжок вверх, вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью; в одном и в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.
Слайд 11Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации
- жонглирование
- один катим - другой ведём
- ведение двумя руками одновременно, попеременно
- передачи в стенку
- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч
- передачи в парах по воздуху двух мячей
- передачи в парах с отскоком двух мячей
Слайд 14Обучение технике ловли и передачи мяча
- двумя руками от
груди, стоя на месте
- двумя руками от груди с шагом вперед
- двумя руками от груди в движении
- передача одной рукой от плеча
- передача одной рукой с шагом вперед.
- то же после ведения мяча.
- передача одной рукой с отскоком от пола
- передача двумя руками с отскоком от пола
- передача одной рукой снизу от пола
- то же в движении
- ловля мяча после полуотскока
- ловля высоко летящего мяча
- ловля катящегося мяча, стоя на месте
- ловля катящегося мяча в движении
Слайд 18Обучение технике ведения мяча
- на месте
- в
движении шагом
- в движении бегом
- то же с изменением направления и скорости
- то же с изменением высоты отскока
- правой и левой рукой поочередно на месте
- правой и левой рукой поочередно в движении
- перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте
Слайд 22Обучение технике броска
- одной рукой в баскетбольный щит
с места
- двумя руками от груди в баскетбольный щит с места
- двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки
- двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места
- двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения
- одной рукой в баскетбольную корзину с места
- одной рукой в баскетбольную корзину после ведения
- одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов
- в прыжке одной рукой с места
- штрафной
- двумя руками снизу в движении
- одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении
- в прыжке со средней дистанции
- в прыжке с дальней дистанции
Слайд 26Ведение мяча левой, правой рукой с обводкой препятствий
Слайд 29Способы обводки при низком ведении мяча
Слайд 30Техника передачи мяча в баскетболе
Слайд 33Упражнения для изучения и закрепления броска в движении
- с
места два шага – передача в стену или партнёру
- с места один удар в пол, два шага – передача.
- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом
- после небольшого ведения.
- после передачи, ловля, два шага – бросок.
Слайд 34Упражнения “в тройках”
- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и
бежишь, но за спину партнёра.)
- передачи со сменной мест.
- передачи через центрального игрока.
- передачи по кругу в правую и левую стороны.
Слайд 35Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные
действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Слайд 36Тактика защиты
Индивидуальные действия. Успех защиты зависит от правильных индивидуальных действий в
защите. Основными качествами, которыми должен обладать игрок для игры в защите являются: быстрота действий, умение предвидеть ход событий и находится все время в состоянии готовности выполнить любой действие, расчетливость.
Обучая индивидуальным тактическим действиям в защите, надо научить действовать рационально как против игрока с мячом, так и против игрока без мяча.
Примерные упражнения
Построение парами. Нападающий ведет мяч от одной лицевой линии к другой. Защитник препятствует и старается овладеть мячом.
Построение парами. Нападающий с мячом пытается сделать проход к кольцу. Защитник препятствует и пытается овладеть мячом или выбить его.
Два нападающих и один защитник у щита. Один нападающий с мячом активно действует в районе щита и против него ведется активная защита. Второй нападающий находится на линии штрафного броска, играет пассивно, оставаясь на одном месте.
Групповые взаимодействия. Для овладения переключениями и подстраховкой могут применяться все упражнения с взаимодействиями в группах для нападения.
Примерные упражнения
Построение тройками: один нападающий и два защитника. Нападающий ведет мяч от одной лицевой линии к другой. Ближайший к нему защитник оказывает активное противодействие, а второй страхует его.
Построение по 4 человека: два защитника и два нападающих. Нападающие свободно передают мяч друг другу, а защитники их плотно опекают. Затем один из нападающих выполняет наведение на своего партнера. Защитники применяют переключение.
Построение по пять человек: три нападающих и два защитника. Нападающие действуют по принципу «отдай и выходи», передвигаясь к противоположному щиту. Защитники отступают и в районе области штрафного занимают необходимую позицию, закрывая линию нападения со стороны броска.
Слайд 37Тактика нападения
Индивидуальные действия. Индивидуальные действия могут быть без мяча и с
мячом.
Групповые тактические действия
Под групповыми действиями в нападении принято понимать взаимодействия двух-трех игроков, направленные на решение конкретной тактической задачи.
Взаимодействие двух игроков. Имеется два способа взаимодействия игроков: «передай и выйди» и заслоны. Принцип первого из них сводится к выбору удобной позиции для получения обратной передачи от партнера.
Заслон. Это взаимодействие основано на оказание помощи партнеру. Различают заслоны:
Внутренний – ставится игроку, стоящему на месте. Чаще всего он используется для выполнения броска.
Наружный– ставится игроку, стоящему на месте. Заслоняющий располагается сбоку-сзади или сбоку-спереди таким образом, чтобы преградить путь опекающему за уходящим игроком. Применяется «для выхода» и «для ухода».
Наведение – заслон, инициатива в постановке которого принадлежит игроку, желающему освободиться от опеки. Может быть выполнен по отношению к игроку, стоящему на месте, и к игроку находящемуся в движении навстречу.
Пересечение – заслон, в котором оба партнера взаимодействуют между собой, находятся в движении, пересекая путь друг другу под углом. В месте пересечения их путей защитники сталкиваются, и появляется возможность освободиться от опеки.
Слайд 38Техника безопасности и профилактика
травматизма на занятиях
1. Занятия по
баскетболу проводятся на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры.
2. Все занимающиеся должны быть в спортивной форме.
3. Занятия должны проходить под руководством преподавателя физкультуры или тренера.
4. Перед игрой необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти на руках должны быть коротко острижены. Очки должны быть закреплены резинкой, иметь роговую оправу.
5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.
6. Занятия должны проходить на сухой площадке. Если игра проходит в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим. Запрещается проводить занятия на полу, натертом мастикой.
7. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены.
8. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.
Слайд 39Лист самооценки персональных образовательных достижений
Слайд 42Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Еженедельно 2 часа в форме занятий в
секциях по видам спорта, группах ОФП, тренажёрный зал.
1. Организация проведения производственной гимнастики в период учебной практики.
2. Составление портфолио по дисциплине
Написание реферата на одну из тем:
1. История развития баскетбола.
2. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Самодиагностика: измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
3. Правила игры в баскетбол.
4.Формирование правильной осанки. Значение осанки в жизнедеятельности человека. Разработать 3 комплекса общеразвивающих упражнений из 10 – 12 упражнений каждый на формирование осанки.
Слайд 43Методические указания (рекомендации) по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Рекомендации к самостоятельным тренировочным
занятиям:
1. Для определения оптимальной физической нагрузки вначале необходимо оценить исходный уровень функционального состояния организма и физической подготовленности, а затем в процессе занятий контролировать их изменения.
2. Специализированный характер занятий требует отбора специальных тренировочных средств, определения нагрузок, места и времени занятий, консультаций со специалистами. Нужно не только знать, какое воздействие оказывают на занимающегося различные по величине и направленности нагрузки, но и каковы динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них.
3.При планировании и проведении самостоятельных тренировочных занятий следует несколько снижать интенсивность физической нагрузки, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.
4. К процессу управления занятиями относится дозирование физической нагрузки на занятиях. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна.
5. Самостоятельные тренировочные занятия носят в основном комплексный характер, т.е способствуют развитию всего комплекса физических качеств, укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.
Слайд 44Форма контроля самостоятельной работы
1.Устный опрос (по терминологии).
2.
Защита реферата, презентации.
3. В форме тестирования на практическом занятии.