Слайд 1
Тема лекции:
«ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ»
Слайд 2План занятия
1) Задачи и содержание курса, зачетные требования.
2) Место и значение
лыжного спорта в системе физического воспитания.
3) Краткие исторические сведения развития лыжного спорта.
4) Классификация Олимпийских видов лыжного спорта.
5) Выбор инвентаря.
6) Классификация способов передвижения на лыжах
7) Основы методики обучения в лыжном спорте.
Слайд 31. Задачи и содержание курса,
зачетные требования
Цель дисциплины
формирование профессиональных
навыков и умений, необходимых будущим педагогам по физической культуре, тренерам для успешного решения основных задач физического воспитания в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях.
Слайд 4Задачи изучения дисциплины
изучение студентами истории возникновения лыжного спорта, его места и
значения в системе физического воспитания школьников и взрослого населения, теории и методики его преподавания;
овладение техникой основных способов передвижения на лыжах, прикладных упражнений;
Слайд 5Задачи изучения дисциплины
приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной
организационной и педагогической работы с учащимися во всех типах школ и ДЮСШ по лыжной подготовке и лыжному спорту, а также для оздоровительных занятий на лыжах со взрослым населением.
Слайд 6Зачетные требования
1. Продемонстрировать технику способов передвижения на лыжах (ходы, спуски в
различных стойках, подъемы, торможения, повороты в движении).
2. Выполнить задания для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).
3. Знать теорию в объёме программы по темам:
Место лыжного спорта в системе физического воспитания;
История лыжного спорта;
Техника способов передвижения на лыжах.
Слайд 72. Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания
Значение
лыжного спорта в системе физического воспитания
оздоровительное
воспитательное
прикладное
образовательное
Слайд 83. Краткие исторические сведения развития лыжного спорта
1877 г. – начало спортивной
эры лыж среди гражданского населения. В Норвегии было открыто первое спортивное общество.
16. 12. 1895 г. – день рождения лыжного спорта в России – открытие первого лыжного клуба МКЛ.
1897 г. – открытие второго спортивного клуба «Полярная звезда» в Санкт-Петербурге.
с 1901 по 1910 г. – в России открывается большое количество клубов.
1910 г. – первый Чемпионат России по лыжным гонкам.
Слайд 91924 г. – первые Зимние Олимпийские Игры во Франции, но Россия
не принимала участия.
С 1951 г. – наши спортсмены принимают участие в Международных, всемирных Универсиадах.
В 1954 г. – на Чемпионате Мира в Швеции Владимир Кузин – «Король лыж» и Любовь Козырева – 1 место на 10 км.
1956 г. – первое участие наших лыжников-гонщиков в ЗОИ – 7-ые Игры в Кортина д’ Ампеццо (Италия).
Слайд 10Наиболее титулованные среди Российских победителей (звезды мировой лыжни)
Галина Кулакова и Раиса
Сметанина установили рекорд века – 26 золотых медалей, из них 4 Олимпийские.
Любовь Егорова – 6-тикратная Олимпийская чемпионка и 3-х кратная чемпионка Мира.
Лариса Лазутина – 5-тикратная Олимпийская Чемпионка и 11-тикратная Чемпионка Мира.
Лариса Лазутина и Любовь Егорова удостоены звания «Героя России» и награждены Золотой Звездой «Герой России».
Елена Вяльбе – 3 Олимпийских Золота и 14 побед на Чемпионатах Мира.
Николай Зимятов – 4-хкратный Олимпийский Чемпион и многократный Чемпион Мира.
Вячеслав Веденин – самый титулованный Чемпион Мира – 4 золотые медали, Герой Олимпиады в Саппоро, 1972 г.
Павел Колчин – выиграл больше всех наград на Олимпийской и мировой лыжне.
Слайд 114. Классификация Олимпийских видов лыжного спорта
Лыжные гонки
Биатлон
Прыжки на лыжах с трамплина
Лыжное
двоеборье
Горные лыжи
Фристайл
Сноубординг
Слайд 12Лыжные гонки – это передвижение на лыжах по пересеченной местности на
различные дистанции.
Дисциплины:
Спринт
Индивидуальная гонка
Скиатлон
Масс-старт
Индивидуальный спринт
Командный спринт
Эстафета
Слайд 13 Биатлон – представляет собой гонку на лыжах свободным стилем со
стрельбой на огневых рубежах из малокалиберного оружия.
Дисциплины:
Индивидуальная гонка
Спринт
Гонка преследования
Масс-старт
Эстафета
Смешанная эстафета
Слайд 14 Прыжки на лыжах с трамплина - вид спорта, в котором
спортсмены соревнуются в дальности и техничности выполнения прыжка со специально оборудованного трамплина
Слайд 15Лыжное двоеборье – олимпийский вид спорта, сочетающий в своей программе прыжки
на лыжах с трамплина и лыжные гонки.
Дисциплины:
Индивидуальная гонка
Спринт
Командная гонка (эстафета)
Слайд 16Горные лыжи – спуск с крутой горы по обозначенному воротами маршруту
на горных лыжах, которые немного короче и значительно шире и тяжелее гоночных.
Дисциплины:
Слалом
Слалом гигант
Супергигант
Скоростной спуск
Комбинация
(скоростной спуск и слалом)
Слайд 17Фристайл – вид лыжного спорта, входящий в программу зимних Олимпийских игр.
Дисциплины:
Лыжная акробатика
Могул
Ски-кросс
Хафпайп
Слоупстайл
Слайд 18Сноубординг – вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного
склона, выполнение акробатических элементов на специальной снаряде – сноуборде.
Дисциплины:
Параллельный слалом
Параллельный гигантский слалом
Сноуборд-кросс
Хаф-пайп
Слоупстайл
Биг-эйр
Слайд 195. Выбор инвентаря
Лыжи выбирают по длине и жёсткости (упругости, эластичности), учитывая
рост и вес лыжника, а также стиль передвижения.
Для классического стиля ведущие лыжные фирмы рекомендуют лыжи длиной, превышающей рост лыжника на 25 см.
При коньковых способах передвижения советуют выбирать лыжи на 15 см больше роста.
Длина универсальных, для любого стиля, лыж, используемых чаще всего в оздоровительных целях, занимает промежуточное положение - на 20 см выше роста лыжника- любителя.
Выбор лыж
Слайд 20Выбор палок
Лыжные палки выбирают в соответствии с ростом лыжника.
Для классического стиля
рекомендуют палки, длина которых на 30 см меньше роста.
Для коньковых ходов используют палки на 10 см длиннее палок для классического или на 20 см меньше роста лыжника.
Слайд 216. Классификация способов передвижения на лыжах
Слайд 237. Основы методики обучения в лыжном спорте
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
формирование двигательных навыков
в технике передвижения на лыжах.
Общие задачи методики обучения технике передвижения
на лыжах:
установить целесообразную последовательность изучения материала, выработки умения и навыков;
найти кратчайшие пути овладения отдельными элементами техники.
Слайд 24ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Образование навыка осуществляется первоначальное овладение лыжами и палками как
инвентарем, освоение с необычной снежной средой, формируется общее представление об изучаемом движении;
2. Закрепление навыка – уточнение элементов, связок, общей координации работы рук, ног, туловища в изучаемом способе передвижения;
3. Совершенствование навыка – совершенствование целостного двигательного навыка осуществляется в самых разнообразных природных условиях, включая, естественно, и неблагоприятные, что позволяет повышать устойчивость навыка к зачастую меняющимся погодным факторам.
Слайд 25ПОДГОТОВКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Учебные площадки
Слайд 26ПОДГОТОВКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Учебные склоны
Слайд 27ПОДГОТОВКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Учебные лыжни
Слайд 28ПОДГОТОВКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тренировочные лыжни
Слайд 29СТРУКТУРА УРОКА
ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ
1. Подготовительная часть (10-15% времени урока) -
нацелена на организацию занимающихся и подготовку их организма к решению задач основной части урока.
2. Основная часть (70-80% времени) - направлена на решение главных задач урока. Здесь чаще всего сначала повторяют материал предыдущего урока, затем осваивают новые способы передвижения на лыжах и проводят тренировку, направленную на совершенствование функционально-двигательной подготовленности.
3. Заключительная часть (10-15% времени) - предусматривает организованное завершение и подведение итогов урока, постепенное снижение физической нагрузки и напряжения организма.
Слайд 30ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
I. Лыжные ходы
Классические:
1. попеременный двушажный,
2.
одновременный бесшажный,
3. одновременный одношажный,
4. одновременный двушажный,
5. попеременный четырехшажный.
Коньковые:
1. полуконьковый ход,
2. коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без),
3. одновременный двухшажный,
4. одновременный одношажный,
5. попеременный коньковых ход.
Слайд 31ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
II. Подъемы:
- ступающим шагом,
- скользящим шагом,
- беговым шагом,
- ”елочкой”,
- ”полуелочкой”,
- ”лесенкой”.
III. Спуски:
- в высокой, средней и низкой (в передней, основной и задней) стойках (9 вариантов) и в стойке отдыха.
Слайд 32ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
IV. Преодоление неровностей:
Без отрыва лыж от снега:
- преодоление выступа, уступа, бугра, впадины, выката, противоуклона;
С отрывом лыж от снега:
- прыжком с опорой на палки и без опоры на палки.
V. Способы торможения:
изменением стойки спуска; палками; ”плугом”, упором, боковым соскальзыванием, падением.
VI. Способы поворотов:
на месте:
переступанием вокруг носков и пяток лыж,
- прыжкам с опорой и без опоры на палки, через лыжу вперед и назад,
- переступанием с внутренней и наружной лыжи.
в движении:
- переступанием; ”упором”; на параллельных лыжах; ”плугом”; из ”плуга”; "из ”упора”.
Слайд 33МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ НА ЛЫЖАХ
Упражнения делятся на следующие группы:
- упражнения
для изучения движений руками;
- упражнения для изучения движений ногами;
- упражнения для овладения скольжением;
- упражнения для комплексного овладения элементами техники;
- упражнения для согласования движений при выполнений каждого способа в полной координации;
- упражнения для совершенствования техники способа передвижения на лыжах с формированием гибкого двигательного навыка для адаптации к постоянно меняющимся природным условиям, влияние которых очень специфично и своеобразно.
Слайд 34ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ ЛЫЖНЫЙ ХОД
Слайд 35МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
1
Слайд 36МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
2
Слайд 37МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
3
Слайд 38МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
4
Слайд 39МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
5
Слайд 40МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
6
Слайд 41МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОПЕРЕМЕННОМУ
ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
7
Слайд 42ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ ХОД
Слайд 43МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ БЕСШАЖНОМУ КЛАССИЧЕСКОМУ ХОДУ
1
Слайд 44МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ БЕСШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
2
Слайд 45МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ БЕСШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
3
Слайд 46МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ БЕСШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
4
Слайд 47МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ БЕСШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
5
Слайд 48ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ ЛЫЖНЫЙ ХОД
(СКОРОСТНОЙ ВАРИАНТ)
Слайд 49МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ ОДНОШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
(СКОРОСТНОЙ ВАРИАНТ)
1
Слайд 50МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ ОДНОШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
(СКОРОСТНОЙ ВАРИАНТ)
2
Слайд 51МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ ОДНОШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
(СКОРОСТНОЙ ВАРИАНТ)
3
Слайд 52ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ ЛЫЖНЫЙ ХОД
Слайд 53МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ ДВУХШАЖНОМУ ЛЫЖНОМУ ХОДУ
1
Слайд 54МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ ДВУХШАЖНОМУ
ЛЫЖНОМУ ХОДУ
2
Слайд 55МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОДНОВРЕМЕННОМУ ДВУХШАЖНОМУ
ЛЫЖНОМУ ХОДУ
3
Слайд 56ПОВОРОТЫ В ДВИЖЕНИИ – поворот переступанием
Лыжник переносит вес тела на наружную
в повороте ногу, отрывает от снега внутреннюю лыжу носком вверх, отставляет ее внутрь поворота на нужный угол (в положение нового направления движения), ставит на снег и переносит на нее вес тела. Внешняя лыжа выполняет отталкивание и приставляется к внутренней.
Слайд 57МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТУ ПЕРЕСТУПАНИЕМ
1
Слайд 58МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТУ
ПЕРЕСТУПАНИЕМ
2
Слайд 59МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТУ
ПЕРЕСТУПАНИЕМ
3
Слайд 60СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЙ
1. Торможение изменением стойки спуска – из низкой в высокую.
2.
Торможение палками.
3. Торможение плугом осуществляется равномерно двумя лыжами. Лыжник ставит их на внутренние ребра с разведенными в стороны пятками. Наружные ребра слегка приподняты. Колени сближаются, каблуки ботинок давят на лыжи. Чем больше лыжник наклоняет колени внутрь, сближая и опуская их, тем круче ставятся на ребро лыжи и тем сильнее торможение.
4. Торможение упором - лыжник переносит вес тела на верхнюю (по склону) лыжу, другую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону (в положение упора) и выполняет торможение. При торможении носки лыж находятся на одном уровне во избежание поворота. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение.
Слайд 61МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЮ
«ПЛУГОМ»
1
Слайд 62МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЮ
«ПЛУГОМ»
2
Слайд 63МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЮ
«ПЛУГОМ»
3
Слайд 64ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Лыжный спорт: Учебник / Раменская Т.И., Баталов А.Г. –
М.: «Буки Веди», 2015. – 564 с.
2. Лыжный спорт: Учебник / Раменская Т.И., Баталов А.Г. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 320 с.
3. Лыжный спорт: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 224 с.
4. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника: Учебная книга. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.
5. Правила соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 гг.- М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 92 с.