Слайд 1Лекция для учителей среднеобразовательных школ.
Подготовлено учителем физической культуры ГБОУ СОШ №
1499 Куприяновым Д.А.
Тема: Основы техники и обучения упражнениям основной гимнастики
Слайд 2Основная гимнастика
ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА
Слайд 3Различают технику гимнастического упражнения и технику исполнения гимнастического упражнения
Техника гимнастического упражнения
— это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и психологического обеспечения.
Это — очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относящиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.
Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.
Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:
а) образцовая — обеспечивающая безукоризненное, близкое к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;
б) рациональная, или индивидуальная, — отражает (учитывает) конституциональные, двигательные, функциональные, психологические особенности гимнаста и его опыт.
Слайд 4Исполнение упражнений в гимнастике должно отвечать требованиям присущего ей стиля (отражать
характер)
Слайд 5Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе
Слайд 6Виды гимнастических упражнений
Слайд 7Общие правила анализа техники исполнения
гимнастических упражнений
Слайд 8
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Обучение — это педагогический
процесс, направленный на обучаемых лиц с целью обогащения их знаниями, умениями, навыками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым и др.
В процессе обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и ученик. Эффективность обучения зависит от глубоко осознанной активности каждого из них при ведущей роли учителя.
Слайд 9Отношение к изучаемому упражнению
Эмоциональное:
легко-тяжело,
полезно-вредно,
приятно-противно,
красиво-некрасиво и т.п.
(чувства,
ощущения,
восприятия, представления)
Осмысленное (польза, смысл, техника исполнения и закономерности, лежащие в ее основе, и др.)
Методическое мастерство
педагога
Практическая готовность
к выполнению изучаемого упражнения
Задача педагога - методически грамотно преподнести учебный материал, возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности занятий для здоровья, учебы и труда
Слайд 11
Обучение гимнастическим упражнениям
Слайд 12Обучение гимнастическим упражнениям
Непосредственные взаимоотношения строятся на основе знания индивидуальных особенностей друг
друга.
Опосредованные взаимоотношения учителя с учеником строятся через учебный материал, коллектив группы, класса, через учителей по другим учебным дисциплинам, через родителей и прочих лиц, имеющих отношение к учебно-воспитательному процессу.
Слайд 13
Гимнастическое упражнение представляет собой сложную динамическую структуру сознательно выполняемых движений для
достижения заранее поставленной цели: повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных, психических, личностных свойств (способностей); обогащение занимающихся опытом (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, спортивным, трудовым и др.).
Многофункциональность гимнастического упражнения
определяется способом его выполнения и дозировкой числа повторений, например: приседания можно использовать для разминки, развития силы мышц ног, прыгучести, локальной выносливости, воли, повышения функциональных возможностей систем организма.
Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов
Слайд 14Действия учителя и ученика
при создании представления
об изучаемом гимнастическом упражнении
Слайд 15
Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления
Для создания у
учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование, если это доступно для занимающихся.
Название упражнения в создании представления о нем играет важную роль. Между тем название часто используется формально или вообще игнорируется, часто упражнение начинают с его показа.
Сущность приема заключается в том, что назвать упражнение надо терминологически правильно, достаточно громко, с отчетливой дикцией, при хорошо организованном внимании занимающихся.
Слайд 16
Показ упражнения — основное правило реализации дидактического принципа наглядности.
Показ упражнения может
дополняться применением наглядных пособий.
Они помогают детально проанализировать ряд быстро протекающих, но очень важных моментов техники, которые при показе трудно заметить. В качестве наглядных пособий могут использоваться фигурка гимнаста, схематичное изображение упражнения, отдельных его частей и фаз на бумаге, на классной доске и др.
Показ упражнения может сопровождаться словесными пояснениями, и чем эмоциональнее и образнее будут пояснения педагога, тем полнее усваивается и прочнее запоминается информация, сообщаемая об упражнении.
Слайд 17
Объяснение техники исполнения упражнения.
Это наиболее ответственный и сложный
методический прием создания представления об упражнении. Приступая к объяснению техники исполнения упражнения, указывают, к какой группе оно относится (статическое, динамическое и т.д.), сообщают содержательные и операционные знания о нем, после этого делается подробный анализ по отдельным частям и фазам упражнения.
Опробование упражнения.
Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы, в успех и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения.
Слайд 18Разучивание упражнения
При разучивании упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по
возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения.
Ошибка — это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Ее оценивают по следующим критериям:
а) по степени выраженности, грубости для данного этапа обучения и стойкости;
б) по связи с другими ошибочными действиями;
в) по причине, обусловившей ошибочное действие.
Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности, недостаточная нравственная воспитанность.
Слайд 19
Закрепление и совершенствование
техники исполнения упражнения
После устранения ошибок, когда упражнение выполняется
уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий.
В этом случае могут использоваться следующие методические приемы:
а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, перестановка его на другое место;
б) соединение изученного элемента с другими или включение его в различные комбинации, выполнение их на тренировках в непривычных для занимающихся условиях;
в) приглашение на тренировку опытных судей с целью оценки качества выполнения изученных упражнений и комбинаций, соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз;
г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального возбуждения или угнетения и др.;
д) искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее
2—3 дополнительных элементов.
Слайд 20
Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям
При обучении гимнастическим упражнениям
применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения.
Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба. С помощью этого метода и его приемов воздействие оказывается преимущественно на вторую сигнальную систему. В процессе постепенного овладения упражнениями занимающиеся побуждаются к активной мыслительной деятельности.
Слайд 21Метод наглядной демонстрации
реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных
пособий, макетов снарядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. В данном случае преимущественное воздействие оказывается на первую сигнальную систему. В активную работу вовлекается зрительный анализатор. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, в сознании остается отпечаток, слепок от показанного упражнения. Поэтому чем точнее этот слепок соответствует технике идеально показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит (снимет с него копию).
Слайд 22Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При
этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Здесь чувственная форма познания (ощущения, восприятия и представления) соединяется с рациональной, с активной умственной деятельностью, с практикой, что, в конечном итоге, приводит к технически правильному исполнению изучаемого упражнения.
Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание позволяет педагогу быстрее научить упражнению.
Слайд 23Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения
При целостном
методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений.
Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям.
С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.
Слайд 24
Целостное и расчлененное выполнение упражнений
дополняется следующими методическими приемами:
а) подводящими упражнениями;
б) дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами;
в) физической помощью;
г) изменением условий обучения и др.
Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.
При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:
а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;
б) в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий;
в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;
г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они дожны выполнить.
Слайд 25Подготовительные упражнения.
С их помощью у занимающихся своевременно, до начала
обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.
Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости.
Слайд 26Условия успешного обучения гимнастическим упражнениям
Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит
от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта.
Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.
Слайд 27Последовательность обучения гимнастическим упражнениям
Слайд 28Последовательность обучения гимнастическим упражнениям
Слайд 29Последовательность обучения гимнастическим упражнениям
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК
Слайд 30Последовательность обучения гимнастическим упражнениям ПЕРЕКЛАДИНА, Р/В БРУСЬЯ