Слайд 2Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и
педагогических формах
речь сегодня идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования.
Слайд 3Под «знаниевым» подходом нами понимается распространенная массовая практика трансляции готового знания,
т.е. информации, сведений.
При компетентностном подходе осуществляется попытка внести личностный для обучающегося смысл в образовательный процесс.
Слайд 4Существующий социальный заказ государства сводился к достижению выпускником определенного уровня обученности
и выработке «правильной привычки»
Реальными заказчиками современной школы становятся ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства.
Слайд 5Результат в традиционном образовании понимается как определенная сумма знаний и умений,
личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества.
Результат при компетентностном подходе — готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения.
Слайд 6Традиционное образование основывается на идее централизованного и многоуровневого контроля, осуществляемого учителем
по традиционной 5-балльной шкале, а над учителем — по схеме «выполнено — не выполнено» касательно всех пунктов предписаний.
Компетентностно-ориентированное образование требует дополнения внутреннего учительского контроля самоконтролем и самооценкой, значимостью внешней экспертной оценки отчуждаемых продуктов учебной деятельности
Слайд 7Позиция учителя в традиционном образовании — инициативное и ответственное лицо, судья,
позиция старшего, носителя «сакрального знания», передающего фрагменты этого знания лучшим.
В новом компетентностном подходе учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.
Слайд 8Позиция ученика в традиционном образовании — подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий
в
компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия
Слайд 9Компетентность
выраженная способность применять свои знания и умения
— мера образовательного
успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях (по Байденко В.И.);
— совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов (по Зимней И.А.);
— это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области (по Татуру Ю.Г.).
Слайд 10Ключевые компетенции
целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся
Слайд 11Структурные компоненты компетенции:
название;
тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);
круг реальных
объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
социально–практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);
личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным);
умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;
способы деятельности по отношению к ним;
минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере компетенции (по ступеням обучения);
индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика
Слайд 12Ценностно-смысловая компетенция
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 13Общекультурная компетенция
познания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой
культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Слайд 14Учебно-познавательная компетенция
Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной
деятельности.
В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Слайд 15Компетенция личностного самосовершенствования
правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая
грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности
Слайд 16Социально-трудовая компетенция
умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии
с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Слайд 17Профессиональная компетентность учителя
способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные
профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Слайд 18Составляющие профессиональной компетентности учителя
ключевые, базовые и специальные компетентности
Слайд 19Ключевые компетентности
социально-правовая
информационная
языковая
Слайд 20Базовые компетентности
компетентности, прежде всего, в сфере психолого-педагогического знания
Слайд 21Специальные компетентности
характерны для конкретной специальности.
Эти задачи решаются при методической
подготовке. Так, например, специальной компетентностью учителя русского языка является не просто владение знаниями в области лексикологии, морфологии, синтаксиса и т.д., а его способность обучить этому школьников.
Слайд 22Педагогическое мастерство
Высший уровень индивидуального проявления педагогической культуры и компетентности
Слайд 23
Общая высокая культура, эрудиция.
Высокий уровень сформированности профессиональной морали, педагогическая направленность (любовь
к детям, любовь к своей профессии).
Профессиональные знания: глубокие знания в области преподаваемых наук, психолого-педагогическая эрудиция, владение методикой учебно-воспитательной работы.
Педагогические способности и умения: коммуникативные, перцептивные (сопереживание, профессиональная зоркость и др.), суггестивные (внушающие), эмоциональная устойчивость (управление своим психологическим состоянием, поведением), организаторские, научно-познавательные, креативные (творческие) и др.
Педагогическая техника: культура и техника речи, внешнего вида, чувств и отношений и т.д.
Слайд 24компетентность организатора обучения
готовность планировать, готовить, проводить обучение и оценивать его
при помощи обратной связи, а также при необходимости корректировать имеющуюся учебную программу и предугадывать новые тенденции в обучении;
Слайд 25компетентность исследователя
готовность понять связи между практическим знанием и теорией в
повседневной деятельности, систематизировать и создавать новые знания на основе своего практического опыта, быть интерпретатором академических знаний
Слайд 26компетентность общественного лица
— готовность подать пример, выступать от чьего-то имени,
при необходимости быть одновременно аналитиком, критиком и выразителем общественного мнения;
Слайд 27социальная компетентность
— готовность поддерживать демократические преобразования в обществе, понимание социальных
перемен и событий прошлого и настоящего;
Слайд 28компетентность анализа и взаимодействия
— готовность понимать и оценивать себя и
отношения между людьми в соответствии с культурными нормами; выбирать подходящую манеру поведения, вести здоровый образ жизни, решать проблемы, связанные со своим психическим и физическим здоровьем, и проблемы, возникающие в отношениях между людьми;
Слайд 29коммуникативная компетентность
— готовность при помощи языка понимать, запоминать, поддерживать, интерпретировать
и создавать тексты; способность общаться в различных ситуациях и на различные темы устно и письменно;
Слайд 30технологическая компетентность
— готовность использовать современные технические средства в своей повседневной
работе; понимать, какие изменения технология привнесла в работу и жизнь; действовать в современном мире высоких технологий и экономно использовать ресурсы.
Слайд 31Предметная компетентность
постановка предметных задач на основе задач, поставленных в общей
части учебной программы, разработка учебной программы на основе задач предмета, постоянная информированность о новых знаниях в рамках своего предмета, и как следствие — готовность гибко менять учебный план;
знание методологии и методов обучения, требующихся для преподавания своего предмета;
готовность увязывать свой предмет с другими предметами, воспринимать как одно целое процесс обучения, описанный в общей части учебной программы.