Слайд 1Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Презентацию подготовил:
учитель физической культуры МБОУ СОШ
№2 им. С.И. Руденко п. Монино Щёлковского муниципального района Московской области Казанский Евгений Александрович
Слайд 2Школьные факторы риска
Стрессовая педагогич.тактика
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным взможностям
школьников
Несоблюдение физиологических и требований к организации учебного процесса
Интенсификация учебного процесса
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья
Отсутствие служб школьного медицинского контроля
Слайд 3Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В
тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья.
Слайд 4Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических
приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Слайд 5
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -
обеспечить школьнику возможность сохранения
здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 6Классификация ЗОТ
Медико – гигиенические (МГТ)
Физкультурно – оздоровительные (ФОТ)
Экологические (ЭЗТ)
Технологии обеспечения безопасности
жизнедеятельности (ТОБЖ)
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Слайд 7Здоровьесберегающие образовательные технологии:
1. Психолого – педагогические (ППТ)
2. Организационно – педагогические (ОПТ)
3.
Учебно – воспитательные (УВТ)
Слайд 8Гигиенические условия, факторы
шум, освещенность
воздушная среда
размер помещений, кубатура
дизайн, цвет стен
мебель: размеры, размещение
в помещении
видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды
экологическое состояние прилегающей к школе территории
состояние сантехнического оборудования
Слайд 9Учебно- организационные факторы
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
школьника
расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
Слайд 10Психолого - педагогические
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
стиль педагогического общения учителя с учащимися
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
особенности работы с «трудными подростками» в классе
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
Слайд 11 Задачи, решаемые на здоровьесберегающем уроке
Включить в цели урока элементы оздоровительной направленности;
2.
Отслеживать соответствие санитарно – гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов:
- чистота в классе;
- оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;
- проведение контроля проветривания кабинетов;
3. Обеспечивать настройку учеников на урок, их психологическое погружение в пространство школы на позитивной волне;
Слайд 12
4. Учитывать естественные биоритмы, индивидуальные особенности учащихся при их врабатывании в
учебный процесс;
5. Обеспечивать на уроке оптимальный темпо – ритм, правильное соотношение между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся;
6. Планировать, обоснованные с точки зрения сохранения здоровья, переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими;
Слайд 13
Проводить на каждом уроке физкультминутки и паузы обучающего и специального воздействия;
Постоянно
обращать внимание на охрану зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
Соблюдать гигиенические требования к посадке учащихся, систематически контролировать осанку учащихся на уроке;
Слайд 14
10. Соблюдать нормы объёма домашнего задания, предусмотренные СанПиНами (недопущение перегрузок).Домашние
задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
11. Обеспечивать дифференцированный подход к учащимся, особенно к детям группы риска и больным.
Слайд 15Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
Нагрузка дополнительных занятий в школе
Нагрузка от занятий активно-двигательного характера
Объём учебной нагрузки
Слайд 16Главный девиз нашей школы:
«Расписание уроков, удобное для детей,
а не
преподавателей!»
Слайд 17Рациональное расписание учебных занятий
Расписание учебных занятий должно быть составлено с учетом
шкалы трудности учебных предметов (Сивков, 1988):
Математика, русский язык (для национальных школ)
11
Иностранный язык
10
Физика, химия
9
История
8
Родной язык, литература
7
Естествознание, география
6
Физкультура
5
Труд
4
Черчение
3
Изобразительное искусство
2
Музыка
1
Балл
Учебный предмет
Слайд 18График наиболее благоприятного школьного расписания при шестидневной учебной неделе
(по вертикали
указана сумма баллов по шкале трудности учебных предметов)
Слайд 19Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность
освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Слайд 20Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
Нормой считается
4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Слайд 21
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма:
Слайд 22Число использованных учителем видов преподавания:
словесный
наглядный
аудиовизуальный
самостоятельная работа и др.
Норма
Слайд 23Чередование видов преподавания
не позже чем
Слайд 24Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся
Метод свободного выбора
Активные методы
Методы, направленные на самопознание и развитие
Слайд 27
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Слайд 28Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Слайд 29
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни
Слайд 30Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Оценка
Похвала
Поддержка
Соревновательный момент
Слайд 31
Благоприятный психологический климат на уроке
Благоприятный психологический климат на
уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Слайд 32Наличие на уроке эмоциональных разрядок
Урок неполноценен, если на
нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Слайд 33Плотность урока
Норма: не менее 60 % и
не более 75-80 %
Слайд 34
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности
Определяется в
ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Слайд 35Темп окончания урока:
Быстрый
Спокойное завершение урока
Задерживание учащихся после звонка в классе
Слайд 36Гигиенические критерии рациональной организации урока
Слайд 41Оптимально устойчивая работоспособность
Слайд 42Наш принцип:
«Физкультура без освобождённых!»
Слайд 43Сколиоз
Близорукость
«Школьные болезни»
Слайд 44Профилактика близорукости:
Рассадка детей с учётом состояния их зрения
Рациональная организация режима
учебных занятий
Проведение на уроке специальных упражнений гимнастики зрения
Контроль за гигиеной чтения школьников
Рациональная организация освещения учебных кабинетов
Правильное использование ТСО
Инструктаж родителей по правилам гигиены зрения
Слайд 45Профилактика нарушений осанки:
Ранняя диагностика отклонений в осанке
Активное формирование правильной осанки за
счёт укрепления мышц спины, плеч, живота, шеи
Контроль учителя за правильной позой школьника на уроке
Правильная организация режима учебных занятий
Ежедневное использование активного отдыха на уроках физической культуры, переменах, во внеурочное время.
Слайд 46Основная задача школы:
Обучение, воспитание и развитие здорового подрастающего поколения