Слайд 1
Формирование ценностного отношения к своему здоровью у детей школьного возраста и
мониторинг здоровья
МБУДО «ДДТ «Кировский»
Педагоги дополнительного образования
Кудрявцева В.Н. Лаптинов Р.П.
Слайд 3 Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ: Устав, 1968).
Слайд 4«Гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами»
(Лисицын Ю.П., 1973).
«Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека» (Баевский Р.М., 1979).
«Уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма» (Граевская Н.Д., 1979, Амосов Н.М., 1987).
«Такое состояние организма, которое даёт человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Вайнер Э.Н., 1998).
Слайд 5Биосоциальное понятие здоровье
Гомеостаз
Адаптация
К.Бернар, 1878
И.М.Сеченов,
1863
«Здоровье – способность организма сохранять свой гомеостаз в
условиях адаптации к различным факторам среды» (Айзман Р.И., 2000)
Слайд 6Холистическая модель здоровья человека
Слайд 7Резервы организма – это его способность во много раз усиливать свою деятельность по сравнению с
состоянием относительного покоя.
Слайд 8СИСТЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА МОЖНО РАЗБИТЬ НА ПОДСИСТЕМЫ
Слайд 9КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДОРОВЬЯ
Уровень резервных возможностей
Уровень здоровья
100%
50%
0
Практически
здоровые
10-15%
Напряжения
25-30%
Морфологические
и функциональные
нарушения
35-40%
15-30%
Больные
Слайд 10КРИТЕРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Слайд 11 Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма
человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Слайд 13Гигиенические факторы
Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени
с целью его рационального и максимально эффективного распределения.
Слайд 14БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ
Биологические ритмы (биоритмы) (от греческого bios – жизнь, rhythmos –
любое повторяющееся движение, ритм) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.
Слайд 15ЦИРКАДИАННЫЕ РИТМЫ
Циркадианные ритмы (от лат. circa около, dies день) — циклические колебания интенсивности
различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи.
Слайд 16ПИТАНИЕ
Баланс энергии;
Удовлетворение потребности в основных пищевых веществах;
Режим приёма пищи.
Слайд 17ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и
повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, учебной нагрузки, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Слайд 18ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Гипокинезия – состояние недостаточной двигательной активности
Гипдинамия
– слабость мышц связанная с ограничением двигательной активности
Слайд 19ЧРЕЗМЕРНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Гиперкинезия – состояние повышенной двигательной и эмоциональной активности
Слайд 20ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ
Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к действию
разнообразных природно-климатических факторов: тепла, холода, атмосферного давления, солнечной радиации.
Слайд 21Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Статья
13, пункт 9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Слайд 22СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
«При поступлении в школу отклонения в состоянии
здоровья есть у 30-35% первоклассников. Через 11 лет патологии находят уже у 70% выпускников...» Владислав Кучма, директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, завкафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
«Отсутствие организованной досуговой активности выявлены у 35% детей, включенность в стихийные группы сверстников с неустойчивыми интересами - у 23%, высокий риск девиантного поведения - у 22%, трудности в реализации потребности в систематическом общении со сверстниками наблюдаются у 12% детей, дефицит родительской поддержки - у 55%, отсутствие доверительных отношений с родителями - у 33%, длительное эмоциональное напряжение испытывают 64% детей, нарушения развития личности зафиксированы у 41% детей, на высокие академические нагрузки пожаловались 45%, при этом низкая учебная мотивация наблюдается также у 45%, еще 7% детей испытывают трудности в адаптации к новой социокультурной среде - это дети-мигранты…» Александр Александрович Баранов док. мед. наук, директор Национального научно-практического центра здоровья детей
Слайд 23МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Авторы составители методики:
Айзман Роман Иделивич д.б.н.,
проф., заслуженный деятель науки РФ зав. каф.анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рубанович Виктор Борисович докт.мед.наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин ФФК НГПУ
Айзман Нинна Игоревна кандидат психологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ
Лебедев Алексей Владимирович канд. биол. наук., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнидеятельности
Слайд 24МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СКРИНИНГ ДИАГНОСТИКА
Физического развития и физической
подготовленности;
Функциональных резервов организма;
Нейродинамических показателей нервной системы;
Психического состояния;
Морально-нравственных качеств личности;
Социально-экологических и санитарно-гигиенических условий среды обучения и жизни.
т.е., уровня физической и социально-психологической адаптированности к различным условиям
Слайд 25ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
На основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях
организма детей обеспечить:
Сохранение здоровья в процессе индивидуального развитя и обучения;
Профессиональную ориентацию для осознанного и адекватного возможностям организма выбором професси;
Оценку здоровьясохроняющей деятельности образовательного учреждения;
Индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
Профилактику социально-негативных явлений среди учащихся;
Коррекцию учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности.
Слайд 26МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ВКЛЮЧАЕТ:
оценка физического развития;
оценка функционального состояния и
физической подготовленности;
оценка уровня социально-психологической адаптации к образовательной деятельности;
отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
оценка уровня тревожности;
оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной);
оценка нейродинамических свойств нервной системы, позволяющая судить о состоянии нервных процессов;
квалификационная характеристика учреждения, характеризующая уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения.
Все показатели переводятся в количественную матрицу и балльную оценку, что позволяет сравнивать результаты в динамике наблюдения между разными группами обследуемых и разными учреждениями.
Слайд 27МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ ВКЛЮЧАЕТ:
оценка функционального состояния организма;
оценка социально-психологической
адаптированности;
самооценка психических состояний;
оценка уровня мотивации к успеху;
оценка климата в коллективе;
выявление профессиональных кризисов;
измерение степени эмоционального выгорания;
отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
оценка уровня стрессоустойчивости;
оценка уровня тревожности;
оценка уровня конфликтности;
оценка уровня невротизации, психопатизации;
диагностика состояния агрессии;
оценка функциональной асимметрии мозга;
оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной);
определение умственной работоспособности;
оценка нейродинамических свойств нервной системы: сенсомоторные реакции, реакции на движущийся объект.