Слайд 1ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Исполнитель: Степанов Владимир Данилович
Разрушается миф об «одинаковости» всех детей. Появляются разнообразные методы и формы обучения и воспитания детей, в том числе одаренных, с аномалиями развития и плохо адаптирующихся к социальным нормам.
В связи с этим проблема дифференциации обучения находиться в центре внимания педагогических коллективов.
Проблемой дифференцированного обучения является предметом многих ученых: С.А.Алексеев, И.Унт, Н.П.Гузик, В.М.Монахов, И.Н. Закатова и др.
Слайд 3Актуальность
Дифференциация обучения сегодня прочно вошла в
практику работы общеобразовательной школы. Однако часто реализация дифференцированного обучения в школе осуществляется фрагментарно, без системы, затрагивая лишь отдельные аспекты образовательного процесса.
Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития учащихся. В этой ситуации дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет меру учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» учащегося.
Слайд 4 Задачи
Изучить особенности дифференцированного подхода к организации по обучению
двигательным действиям;
Дать представление о методике, которая учитывала бы особенности занимающихся, причем с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;
Дифференцированное развитие физических качеств учащихся;
Укрепление здоровья и достижение определенных спортивных результатов;
Создание условия для самовыражения учащихся;
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение,
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Дифференцированное обучение -
1) форма организации учебного
процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
Слайд 7ВИДЫ И ФОРМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
По характерным
индивидуально-психологическим
особенностям детей
по возрастному составу
(школьные классы,
возрастные параллели)
по полу
(муж., жен., команды)
по области интересов
(по профилю)
по уровню здоровья
(СМГ, физгруппы)
по личностно-психологическим типам
(типу мышления, темпераменту)
по уровню умственного развития
(уровню достижений);
Слайд 8 Вывод по 1 главе
Таким образом, при построении системы дифференцированного обучения
следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:
— реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);
— диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);
— обещают наибольшую эффективность и результативность обучения;
— не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;
— обеспечены кадрами соответствующей квалификации (учителя-специалисты, педагоги - реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).
Слайд 9ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ( ТДФО)
Под дифференцированным
физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.
Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Слайд 10Виды дифференциации подгрупп на уроках физической культуры
по половому признаку
( юноши,
девушки)
по группе здоровья
(основная, подготовительная
СМГ, ЛФК)
по уровню
физической подготовленности
с другим учебным предметом
(с русским языком)
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ
Учитывать состояние здоровья, уровень
физического развития и физической подготовленности.
Различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия.
Тщательно планировать урок.
Подобрать методику, которая учитывала бы особенности занимающихся, причем с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;
Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой ( игры, музыку, карточки- задания, помощь в судействе)
Слайд 12Ю.Г. Коджаспиров сказал:
Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций,
а
не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!”» стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли.
Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению.”
Слайд 13Требования к проведению занятий с детьми разного уровня подготовленности
Величина нагрузки
всегда планируется разная
В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остается больше времени для отдыха и восстановления.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин.
Слайд 14Требования к проведению занятий с детьми разного уровня подготовленности
При проведении упражнений
в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.
Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.
В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.
При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения
Слайд 15ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но
для более слабых:
Снижается нагрузка;
Уменьшается время выполнения заданий, их объем, интенсивность;
Количество повторений, темп движения;
Даются более простые подводящие и подготовительные упражнения;
Разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.
Слайд 16Организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от
этапа обучения.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.
Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Слайд 17Второй этап обучения –
разучивание и закрепление учебного материала.
Рационально давать разные
учебные задания каждой группе:
одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегченных условиях;
другой – усложненные подводящие упражнения;
третьей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д..
Например, кувырок вперед: слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегченных условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях.
Слайд 18Третий этап – совершенствование двигательного действия.
Может получиться так, что для
школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложненную.
Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложненных условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга.
Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.
.
Слайд 19Заключительная часть урока
В заключительной части урока класс объединяется в одну группу,
все ученики выполняют одинаковые упражнения.
Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается!!!!
Слайд 20ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Прирост результата;
Максимальный
результат;
Теоретические знания;
Техника выполнения двигательного действия;
Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
Прилежание;
Слайд 21Вывод по 2 главе
Таким образом, дифференцированный подход осуществляется по четырем
направлениям:
1. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся
а) изучение возрастных, половых и морфофункциональных особенностей учащихся;
б) учет данных медицинского осмотра;
в) учет показателей контрольных данных;
г) анализ состояния здоровья, степени овладения умениями и навыками;
2. Управление деятельностью учащихся:
а) распределение учащихся на группы;
б) определение физической нагрузки;
в) дифференциация содержания, объема и интенсивности учебной и тренировочной нагрузки;
г) организационно-методические мероприятия;
Слайд 22 3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:
а) определение модельных ОФП и
СФП, составление таблиц тестирования
б) разработка индивидуальных заданий;
в) определение индивидуальных подходов к оценке динамики индивидуальных результатов;
г) разработка системы дифференцированных домашних заданий;
д) составление карточек-заданий для групп учащихся.
4. Дифференцированное выставление оценок
Слайд 23Совершенствование
Двигательного
действия
интеграция
изменение времени
работы и отдыха
Слайд 24Заключение
В связи с тем, что существенного улучшения здоровья и физического
развития детей и подростков за последние годы не отмечается, особенно актуальной является проблема физического воспитания и адаптации детей после перенесенных заболеваний. Занятия физическими упражнениями должны быть направлены не только на совершенствование физической подготовленности и овладение двигательными умениями и навыками, но и на нормализацию или улучшение функций систем и органов детского организма.
Слайд 25Библиография
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение,
1990.
2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003.
3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003.
4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1,
5.. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1,
6.. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2003.
7. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ст -тов физ. культуры. Изд 2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). М.: «Физкультура и спорт», 2006.
8..Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии», Москва,« Народное образование»1998г.
9.. Селевко Г.К. Дифференциация обучения» Ярославль, 1995г.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
11. Унт И. « Индивидуализация и дифференциация обучения» Москва
« Педагогика» 1990г.
Слайд 26
Примечание
Программы образовательных учреждений