Презентация, доклад на тему ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕДМЕТЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ИХ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Структура процесса обучения двигательным действиям (этапы дидактических процессов)

Содержание

Основная литература1.Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с2.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991, - 549-3 с.3.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания

Слайд 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕДМЕТЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ИХ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Структура процесса обучения двигательным действиям (этапы дидактических процессов)

преподаватель физической культуры
Павлов Александр Иванович

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕДМЕТЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ИХ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИСтруктура процесса обучения двигательным действиям

Слайд 2Основная литература
1.Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт,

1985. – 192 с

2.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991, - 549-3 с.

3.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – СПб,1999.-324с.

5. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 272 с.

Основная литература1.Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с2.Матвеев Л.П. Теория

Слайд 3Основные вопросы
Характеристика этапов обучения двигательным действиям:
- формирования готовности к обучению ДД;
-

начального разучивания ДД;
- детализированного разучивания ДД;
- закрепления и дальнейшего совершенствования ДД;
- формирования умения использовать ЗУиН в практической деятельности.
Основные вопросыХарактеристика этапов обучения двигательным действиям:- формирования готовности к обучению ДД;- начального разучивания ДД;- детализированного разучивания ДД;-

Слайд 4Этапы обучения двигательным действиям
1 этап – формирование готовности к обучению
двигательному действию
2

этап -Начального разучивания (ознакомления)
двигательного действия

3 этап - Детализированного или углубленного
разучивания двигательного действия

4 этап - Закрепления и дальнейшего совершенст-
вования двигательного действия

5 этап -Формирования умения использовать знания и
двигательные навыки в практической деятельности



Л.
П.
М
А
Т
В
Е
Е
в

Ю.
Д.
Ж
Е
Л
Е
З
Н
Я
к


Шаги
д идактических


процессов

Этапы обучения двигательным действиям1 этап – формирование готовности к обучениюдвигательному действию2 этап -Начального разучивания (ознакомления)двигательного действия3 этап

Слайд 51 этап. Формирование готовности к обучению двигательного действия.
Цель этапа - обеспечить

готовность учащихся к усвоению техники изучаемого двигательного действия.

физическую

Двигательную
(техническую)

психическую

Состояние
физических качеств
необходимых для
выполнения
действия

Обеспечить фондом
необходиых
двигательных
умений и навыков

Состояние мотиви-
рованности и
развития волевых
качеств




1 этап. Формирование готовности к обучению двигательного действия.Цель этапа - обеспечить готовность учащихся к усвоению техники изучаемого

Слайд 6
Турпоход - 2007
Прежде, чем поймать рыбу,
Надо к этому процессу подготовиться

Турпоход - 2007Прежде, чем поймать рыбу,Надо к этому процессу подготовиться

Слайд 7Задачи этапа:
- на основе комплексного тестирования определить возможности занимающихся в освоении

изучаемого двигательного действия;

2. - воспитать отстающие в развитии двигательные (физические) способности, доминирующие в двигательном действии до необходимого уровня;

3. - сформировать у занимающихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного образа и умения выполнить двигательное действие в целом по общей схеме.

4. - выявить морфофункциональные и психологические особенности занимающихся для осуществления дифференцированного подхода (Ю.Д.Железняк,2004, стр.92).
Задачи этапа: - на основе комплексного тестирования определить возможности занимающихся в освоении изучаемого двигательного действия;2. - воспитать

Слайд 8Методы используемые на 1 этапе:
вербального воздействия (беседы, ориентированные на формирование нужной

мотивации; словесные инструкции при использовании подготовительных упражнений; рассказы о прикладном значении этих упражнений);

- наглядности, для формирования ориентировочной основы действия при использовании подводящих и подготовительных физических упражнений;

- строго-регламентированного упражнения (избирательного и комплексного воздействия), при повышении показателей физических (двигательных) способностей;

- психорегулирующего упражнения, для оптимизации психоэмоционального состояния занимающихся.
Методы используемые на 1 этапе:вербального воздействия (беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации; словесные инструкции при использовании подготовительных

Слайд 9Методические особенности
Определить когда следует начинать подготовительную работу
Дифференцировать
педагогические воздействия в

зависимости от уровня подготовленности учащихся

3. Использовать ранее приобретенный двигательный опыт
4. Варьировать количество задач этапа в зависимости от координационной сложности изучаемого двигательного действия



Методические особенностиОпределить когда следует начинать подготовительную работуДифференцировать  педагогические воздействия в зависимости от уровня подготовленности учащихся3. Использовать

Слайд 102 этап. Начального разучивания двигательного действия.
Цель данного этапа: сформировать умение выполнять

двигательное действие по общей схеме (хотя бы «в грубой форме»).
2 этап. Начального разучивания двигательного действия.Цель данного этапа: сформировать умение выполнять двигательное действие по общей схеме (хотя

Слайд 11Задачи 2 этапа обучения:
1. Сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу

действия (ООД) (т.е. создать общее представление об изучаемом действии и рациональных способах его выполнения) при этом необходимо:

А) - сформировать двигательные и зрительные представления о разучиваемом действии.
Используют методы наглядности:
Непосредственный и опосреванный показ;
Демонстрация наглядных пособий, рисунков, видеоматериалов.

Б) - выработать смысловую основу действия на базе соответствующих знаний и выделить основные опорные точки (ООТ) разучиваемого действия.
Используют вербальные методы:
объяснение;
- сопроводительное инструктирование;
- корректировочное замечание




На первоначальном этапе обучения
вначале идет показ, затем рассказ

продолжение

Задачи 2 этапа  обучения:1. Сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД) (т.е. создать общее представление

Слайд 122. Разучить в доступной и упрощенной форме основные элементы техники движения

(т.е. новые элементы действия и общий порядок практического выполнения движения входящих в его состав).

Решение этой задачи
предполагает:
- использовать ранее приобретенный двигательный опыт;
- выполнить двигательное действие по частям;
- овладеть общим ритмом движения;
- определить типичные затруднения при выполнении двигательного действия;
- предупредить или устранить искажения (ошибки) в технике движений;
- сформировать новые элементы техники движений (желательно в облегченных условиях).


Используемые методы:
-расчлененно-конструктивного упр-я;
-целостного разучивания;
Метод.приемы – страховка, направляющая
помощь, вспомогательное оборудование
И т.д.


2. Разучить в доступной и упрощенной форме основные элементы техники движения (т.е. новые элементы действия и общий

Слайд 13Основными предпосылками (причинами) появления ошибок на данном этапе могут быть:
1. -

неправильное понимание учеником сущности двигательной задачи;
2. - несовершенная инструкция, полученная учениками от учителя;
3. - недостаточная физическая и двигательная подготовленность обучаемых;
4. - неуверенность в своих силах, отсутствие решительности;
5. - отрицательное влияние ранее изученных движений;
6. -нарушение требований к организации урока, ведущее, в частности, к преждевременному утомлению;
7. - несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.
Основными предпосылками (причинами) появления ошибок на данном этапе могут быть:1. - неправильное понимание учеником сущности двигательной задачи;2.

Слайд 14Методические особенности
В рамках отдельного
урока начинать
обучение в первой
половине, сразу после
подготовительной
части
Объем нагрузки
определяется
возможностью
повторить
ДД

с некоторым
улучшением или
без ухудшения
качества.
отдых – до
восстановления

Лучше чаще – (в
смысле частоты
занятий), но
понемногу
(в смысле объема
нагрузки на
одном занятии)

Задачи данного этапа можно считать решенными если обучаемый:

1.- ясно представляет ориентировочную основу действия (ООД) во всех основных опорных точках (ОТ);
2.- может описать и проанализировать основные опорные точки (ООТ);
3. – может выполнить ДД в целом и не допускает грубых ошибок в основных операциях, входящих в его состав.





Методические особенностиВ рамках отдельногоурока начинатьобучение в первойполовине, сразу послеподготовительнойчастиОбъем нагрузкиопределяетсявозможностью повторитьДД с некоторымулучшением илибез ухудшения качества.отдых –

Слайд 153 этап. Углубленного разучивания двигательного действия.
Основная цель этапа – сформировать двигательное

умение, обеспечив относительно законченное освоение двигательного действия, как в деталях, так и в целом.
3 этап. Углубленного разучивания двигательного действия.Основная цель этапа – сформировать двигательное умение, обеспечив относительно законченное освоение двигательного

Слайд 16Задачи 3 этапа:
1. Сформировать полную развернутую ООД, осознаваемую во всех деталях

основ техники.

2. Усовершенствовать технику выполнения двигательного действия (для этого необходимо детальное уточнение всех движений во времени, пространстве и величине усилия; добиться слитности выполнения фаз и частей техники).

3. Повысить эффективность самоконтроля и добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операции.




Задачи 3 этапа:1. Сформировать полную развернутую ООД, осознаваемую во всех деталях основ техники.   2. Усовершенствовать

Слайд 17Основными предпосылками (причинами) появления ошибок на данном этапе могут быть:
форсированное увеличение

скорости движения и степени силовых напряжений,
чрезмерное увеличение нагрузки на отдельном занятии,
расхождение между сформированными учителем представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом учащегося




Основными предпосылками (причинами) появления ошибок на данном этапе могут быть:форсированное увеличение скорости движения и степени силовых напряжений,

Слайд 18Методы Методические

приемы

Целостного выполнения упр-я (основной)
Расчлененно-конструктивного упр-я (как вспомогательный прием)
Соревновательный (с установкой на технику)
Вербальные (детализированное объяснение, аналитический разбор)
Наглядные (макеты, кино- и фотоматериалы).

- многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов;

- постепенное усложнение задания по конкретизации внимания на ООТ и его опрежающему переключению на очередные опорные точки;

- выполнение упражнения с проговариванием его вслух или про себя и т.п.

Объем и интенсивность увеличиваются.










Методы         Методические

Слайд 194 этап. Закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
Цель этапа – формирование

прочного двигательного навыка.

Поход 2007

4 этап. Закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.Цель этапа – формирование прочного двигательного навыка.Поход 2007

Слайд 20Задачи 4 этапа обучения ДД:
1. Добиться стабильности выполнения двигательного действия с

акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических и пространственных характеристик;
2. Сохранить стабильность воспроизведения техники упражнения при увеличении физических нагрузок, в измененных условиях и т.п..
3. Обеспечить соответствие между техническими характеристиками движения и уровнем развития физических качеств.




Задачи 4 этапа обучения ДД:1. Добиться стабильности выполнения двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма,

Слайд 21Основные методы используемые на данном этапе
1. метод целостного выполнения упражнения при

многократном его выполнении с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки
2. метод вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий выполнения
3. соревновательный

4. методы избирательного воздействия
- повторного упражнения, когда действие многократно повторяется с сокращенными интервалами отдыха между ними;
- повторно-серийного упражнения с вариативными интервалами отдыха между сериями;
- повторно-непрерывного выполнения упражнения с максимальным количеством повторений (вплоть «до отказа»).
5. Сопряженного воздействия
6. Идеомоторного упражнения







Основные методы используемые на данном этапе1. метод целостного выполнения упражнения при многократном его выполнении с дифференцированием объема

Слайд 22Методические особенности:
Свертывание ООД и уменьшение ООТ
Концентрация внимания не на деталях техники,

а на решающих его операциях.
Выполнение действия в изменяющихся условиях
Выполнение заданий по определению параметров движения (определить время выполнения, скорость, степень силового усилия).
Варьировать задание по принципу «от легкого к трудному» (ступенчатое увеличение скорости, увеличение-уменьшение размеров поля и т.п.)
Возможен подход «от легкого к трудному, через еще более трудное»


Методические особенности:Свертывание ООД и уменьшение ООТКонцентрация внимания не на деталях техники, а на решающих его операциях.Выполнение действия

Слайд 23Основными ошибками при формировании двигательного навыка могут стать:
1. - излишнее закрепощение,

возникающее в различных звеньях кинематической цепи (несовершенная мышечная координация, боязнь выполнить упражнение без страховки и т.п.);
2. - появление ненужных движений при переключенном внимании;
3. - появление предпосылок к «отрицательному переносу навыка», что может быть вызвано целым рядом причин (чрезмерная нагрузка, несовершенная инструкция, полученная на предыдущем этапе и т.п.).




Основными ошибками при формировании двигательного навыка могут стать:1. - излишнее закрепощение, возникающее в различных звеньях кинематической цепи

Слайд 245 этап. Этап формирования умения использовать знания и двигательные умения в

практической деятельности.

Цель этапа – формировать умения использовать специальные знания и приобретенные двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом (или обычной жизни и деятельности).

5 этап. Этап формирования умения использовать знания и двигательные умения в практической деятельности.Цель этапа – формировать умения

Слайд 25Задачи 5 этапа:
1. - научить занимающихся свободно владеть приобретенным навыком в

быту и трудовой деятельности;
2. -формирование положительных мотивации, связанные с самостоятельными занятиями физическими упражнениями;
3. - формирование убеждения в прикладной ценности изучаемых двигательных действий;
4. - закрепление знаний инструктивно-методической направленности (последовательность выполнения двигательного действия, объем и интенсивность его выполнения, сведения о самоконтроле и взаимоконтроле и т.п.);
5. - обучение самоанализу и самооценке результатов собственной деятельности (Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов, 2004).




Задачи 5 этапа:1. - научить занимающихся свободно владеть приобретенным навыком в быту и трудовой деятельности;2. -формирование положительных

Слайд 26Рассказы
о способах
вариативного
использования
ЗУиН
Беседы,
Диспуты,
чтение ли-
тературы
Дневники
для котроля
всех видов
подготов-
ленности
Оценка
самочувсствия
признаков
утомления
Фильмы
для
домашнего
просмотра





Методические особенности:
широкое использование
домашних заданий;
нестандартные уроки ФК;
нестандартные

условия.

Оценка освоенности:
По стабильности и вариатив-
ности выполнения в меняю-
щихся условиях.

Рассказыо способахвариативногоиспользованияЗУиНБеседы,Диспуты,чтение ли-тературыДневникидля котролявсех видовподготов-ленностиОценкасамочувсствияпризнаковутомленияФильмыдлядомашнегопросмотраМетодические особенности: широкое использованиедомашних заданий;нестандартные уроки ФК;нестандартные условия.Оценка освоенности:По стабильности и вариатив-ности выполнения

Слайд 27Задания для самостоятельной работы:::::

1. На примере избранного вида спорта составить комплексы

подготовительных и развивающих упражнений для обучения какому-либо двигательному действию. (5-6 упражнений в каждом комплексе).
2. Составить таблицу причин возникновения основных ошибок и способов их предупреждения при обучении ДД на всех этапах.

Задания для самостоятельной работы:::::1. На примере избранного вида спорта составить комплексы подготовительных и развивающих упражнений для обучения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть