Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ№10
г.Аткарска Саратовской области
Казанцева Галина Викторовна
1 часть
Уроки словесности
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ№10
г.Аткарска Саратовской области
Казанцева Галина Викторовна
1 часть
Уроки словесности
ПОЭЗИЯ
«Поэзию…отличает более музыкальное эстетическое совершенное сочетание звуков. Как составной элемент художественной формы фоника служит наиболее полному, яркому воплощению замысла поэта, усливая другие экспрессивные средства поэтической речи»
Голуб И.Б.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Ф.Тютчев
б
в в
б б б
б б
,
,
,
,
Аллитерация
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза…
С.Есенин
Определите мягкость согласных в тексте.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно тебо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
А.Пушкин
е е о е е е
е е е
е а о е е
е а о е а
«Сабли изъострени, сами скачуть аки серыи влъци»
Свистящие согласные дополняют впечатление быстро скачущего войска
Какие согласные повторяются в тексте «Слова о полку Игореве»?
Согласные выполняют смыслоразличтельную функцию, несут основную информацию
ПУШКИН
У И
ПШКН
НЕКРАСОВ
ЕАО
НКРСВ
По гласным или согласным легче определить слово на передаче «Поле чудес»? Почему?
«…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря»
А.Пушкин
Гласных звуков в русском языке в 6 раз меньше, но они составляют почти половину звуков в речи (40%!!!)
Когда мы легки, мы летим,
Когда с людьми мы, люди, легки,-
Любим. Любимые - людимы.
Эль-это легкие Лели.
Точек возвышенный ливень,
Эль-это луч весовой,
Воткнутый в площадь ладьи
Нить ливня и лужа-
В любви сокрыт приказ
Любить людей,
И люди те, кого любить должны мы…
«Русский язык многообразен, щедр, богат звукописью, удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности»
П.Н.Тихонов
ЛЬ
Летаем
Легкий
Блистая
Любили
Сдержи-вающее, приземленное начало
Облегче-ние,
полет
Сочетание и чередование этих звуков(они противопоставлены по высоте) вызывает ощущение смены легкости и тяжести-ощущения движения волны
О-звук восторга, торжествующее пространство
ПОЛЕ, МОРЕ, ПРОСТОР
О-это огромное , как СОЛНЦЕ,как МОРЕ
О-это грозное, как ОСЫПЬ,ОПОЛЗЕНЬ, ГРОМ
О-это огромное , как СОЛНЦЕ, как МОРЕ
О запоет, заноет, как КОЛОКОЛ…
Высокий свод взнесенного СОБОРА
Е.Замятин
?
По небу голубому
Проехал грохот грома
(М.Маршак)
Р Р Р
Пирует Петр.И горд , и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
(А.С.Пушкин)
Р связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную
(А.Прокофьев)
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю , вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К.Бальмонт)
Мы будто чувствуем ласковое его дуновение, обволакивающее, приятное прикосновение
Ш Ш Ш
Ш Ш
Ч Ш
Ч С Ш Ш Ш Ш Ш
Шуршат камыши,
В камышах – малыши
(С.Маршак)
Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно,бесшумно шуршат камыши
(К.Бальмонт)
Оса жужжала.
Обнажала
Жало,
А встретила Шмеля
И хвост поджала
С.Смирнов
Ж
Ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж ж ж
Ж ж ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
БАЦ!
Ж ж ж ж
Ж… ж…
БАЦ!БАЦ!
ж ж ж ж ж ж
БАЦ!БУМ!
ДЗЫНЬ!
Ж ж ж ж ж ж
ТОП.
Ж ж ж ж
ТОП-ТОП.
Ж ж ж ж ж ж ж ж
ТОП-ТОП-ТОП.
Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
ШЛЕП!!!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ШМЯК,
И стало тихо.
Стихотворение построено на приеме звукоподражания, то есть на употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Тебе прилежно
Я служу,
Железом,
Жалуясь,
Визжу:
Уж ты,
Пожалуйста,
Уважь –
Заржавленную
Смажь!
(С.Погореловский)
Несмелые звуки пробуждающейся природы в предрассветный час
Скрежещущие звуки сабельных ударов
Скопление шипящих,свистящих
Пехота движется за нею,
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит..
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют в крови шипят
Тяжелый глухой топот пехоты
Обилие глухих согласных
Раскаты пушечной канонады, шипение пушечных ядер
Настойчивым повтором шипящих и звука Р
«Соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании ) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста»
Узел туже,туже,
Путь все круче,круче,
Все уже,уже,уже,
Угрюмей туч,
Ужас душу рушит,
Ужас душит,узел туже,туже…
З.Гиппиус «Свет» 1915
Поэтическая
проза
Ритмическая проза
Орнаментальная
проза
«Считаю все это нужным сказать, чтобы читатель читал меня, став в слуховом фокусе; если он ему чужд, пусть закроет книгу; очки - для глаз, а не для носа; табак для носа, а не для глаз. Всякое намерение имеет свои средства»
А.Белый «Котик Летаев»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть