Презентация, доклад на тему Звуковые образные средства русского языка

Содержание

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река – шумит, гремит - вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно

Слайд 1ЗВУКОВЫЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
Верь в звук слов:
Смысл тайн в них.

В.Брюсов

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ№10
г.Аткарска Саратовской области
Казанцева Галина Викторовна

1 часть

Уроки словесности

ЗВУКОВЫЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКАВерь в звук слов:Смысл тайн в них.

Слайд 2
«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном

богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река – шумит, гремит - вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса»
«Письма русского путешественника».Н.М.Карамзин
«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого

Слайд 3
ФОНИКА-
1.Раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи;
2)Звуковая организация речи, то есть подбор

употребление языковых средств фонетического уровня с определенными стилистическими задачами
ФОНИКА-1.Раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи;2)Звуковая организация речи, то есть подбор употребление языковых средств фонетического уровня с

Слайд 4Звуковые образные средства в прозе и поэзии
ПРОЗА


Фонетическая организация художественной речи должна

быть ясной и точной, чтобы не отвлекать внимание читателя, не мешать образному восприятию текста

ПОЭЗИЯ


«Поэзию…отличает более музыкальное эстетическое совершенное сочетание звуков. Как составной элемент художественной формы фоника служит наиболее полному, яркому воплощению замысла поэта, усливая другие экспрессивные средства поэтической речи»
Голуб И.Б.





Звуковые образные средства в прозе и поэзииПРОЗАФонетическая организация художественной речи должна быть ясной и точной, чтобы не

Слайд 5СЛОВО В ПОЭЗИИ «Крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте»
«Поэзия-высшая форма

организации языка, когда содержательно все важно: и глубина значения слова,и ритм, и полная смысла музыка звуков». А.П.Журавлев
«Любое стихотворение-это прежде всего концентрация –мыслительная, эмоциональная,интонационная»
С.Бирюков

СЛОВО В ПОЭЗИИ «Крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте»«Поэзия-высшая форма организации языка, когда содержательно все важно:

Слайд 6Звукопись-поэтический прием Это искусная фонетическая организация речи
Подбор слов близкого звучания
Виртуозное сочетание звуков
Повторение

одного и того же звука или сочетания звука
Употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления






Звукопись-поэтический прием Это искусная фонетическая организация речиПодбор слов близкого звучанияВиртуозное сочетание звуковПовторение одного и того же звука

Слайд 7Аллитерация (от лат.ad «к,при,со» + littera «буква», букв. : «собуквие»)-повторение одинаковых

или сходных согласных

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Ф.Тютчев

б
в в
б б б
б б

,

,

,

,

Аллитерация (от лат.ad «к,при,со» + littera «буква», букв. : «собуквие»)-повторение одинаковых или сходных согласныхЕще в полях белеет

Слайд 8 р с р
р з р

з
ц р
с с с з

Аллитерация

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза…
С.Есенин

Определите мягкость согласных в тексте.

р с р   р з р з   ц р

Слайд 9Ассонанс (фр.assonance «созвучие»)-повтор гласных звуков
а а и а

я о
о а о е о е е
о е е о е о о
е о е о

Тиха украинская ночь.
Прозрачно тебо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
А.Пушкин

Ассонанс (фр.assonance «созвучие»)-повтор гласных звуков   а а и а я о   о а

Слайд 10Ассонанс
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча

горела….
Б.Пастернак

е е о е е е
е е е
е а о е е
е а о е а

Ассонанс Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела….

Слайд 11«Слово о полку Игореве»
« В пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя»


Обилие глухих

согласных звуков передают картину движения тяжело вооруженного войска

«Сабли изъострени, сами скачуть аки серыи влъци»


Свистящие согласные дополняют впечатление быстро скачущего войска



Какие согласные повторяются в тексте «Слова о полку Игореве»?

«Слово о полку Игореве»« В пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя»Обилие глухих согласных звуков передают картину движения тяжело

Слайд 12Почему выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире?
6 гласных-37 согласныхх

ПУШКИН



Согласные выполняют смыслоразличтельную функцию, несут основную информацию


ПУШКИН



У И

ПШКН

НЕКРАСОВ



ЕАО

НКРСВ

По гласным или согласным легче определить слово на передаче «Поле чудес»? Почему?


Почему выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире?6 гласных-37 согласныхх       ПУШКИНСогласные выполняют смыслоразличтельную функцию,

Слайд 13Какова роль гласных звуков ?
-Задают тон речи
-Наполняют ее звучанием и музыкальностью
-Придает

напевность

«…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря»
А.Пушкин

Гласных звуков в русском языке в 6 раз меньше, но они составляют почти половину звуков в речи (40%!!!)







Какова роль гласных звуков ?-Задают тон речи-Наполняют ее звучанием и музыкальностью-Придает напевность«…все акустическое богатство, вся сила русского

Слайд 14Велимир Хлебников «Слово о Эль»
Когда лежу я на лежанке
На ложе лога на

лугу
Я сам из тела сделал лодку,
И лень на тело упадет…

Когда мы легки, мы летим,
Когда с людьми мы, люди, легки,-
Любим. Любимые - людимы.
Эль-это легкие Лели.
Точек возвышенный ливень,
Эль-это луч весовой,
Воткнутый в площадь ладьи
Нить ливня и лужа-
В любви сокрыт приказ
Любить людей,
И люди те, кого любить должны мы…

«Русский язык многообразен, щедр, богат звукописью, удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности»
П.Н.Тихонов

Велимир Хлебников «Слово о Эль»Когда лежу я на лежанкеНа ложе лога на лугуЯ сам из тела сделал

Слайд 15Когда лежу я на лежанке…

Когда лежу я на лежанке…

Слайд 16Когда мы легки, мы летим…

Когда мы легки, мы летим…

Слайд 17Эль-это легкие Лели.
Эль-это легкие Лели.

Эль-это легкие Лели. Эль-это легкие Лели.

Слайд 18Эль-это луч весовой, Воткнутый в площадь ладьи Нить ливня и лужа-

Эль-это луч весовой, Воткнутый в площадь ладьи Нить ливня и лужа-

Слайд 19И люди те, кого любить должны мы…

И люди те, кого любить должны мы…

Слайд 20Л - ЛЬ
Л

Лодка
Лыжи
Ласты
Лопасть
Латы

ЛЬ
Летаем
Легкий
Блистая
Любили

Сдержи-вающее, приземленное начало

Облегче-ние,
полет

Сочетание и чередование этих звуков(они противопоставлены по высоте) вызывает ощущение смены легкости и тяжести-ощущения движения волны

Л - ЛЬ  Л         Лодка

Слайд 21М.В.Ломоносов
«В российском языке, как кажется, частое повторение письмена
А способствовать может

к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;
учащение письмен Е,И,Ъ, - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей,
через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность ,
через О,У,Ы – страшные и сильные вещи : гнев, зависть и печаль»
М.В.Ломоносов«В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины

Слайд 22К.Бальмонт о связи звука и смысла
Море настолько чарует человека, что, едва

заговорив о нем, лишь его назвав, он уже становится поэтом…Разве в русском море, латинском mare, в поленезийском моана, в перепетом разными народами слове океан не слышится весь шум этих водных громад, размерный объем великого гуда, и дымы туманов, и великость морского безмолвия? От немого безмолвия до органного гула прилива и отлива, от безгласной тишины, в себе затаившейся, до пенного бега взмыленных коней Посейдона,-вся полносложная гамма оттенков включена в эти три магических слова - море, моана, океан…
К.Бальмонт о связи звука и смыслаМоре настолько чарует человека, что, едва заговорив о нем, лишь его назвав,

Слайд 23Слово- «волшебное чудо»
Слово-
«Есть ценность в человеческой жизни»
«Звуковое изваяние»
«Малый колдующий гном»

К.Бальмонт


О-звук восторга, торжествующее пространство



ПОЛЕ, МОРЕ, ПРОСТОР

Слово- «волшебное чудо»Слово-«Есть ценность в человеческой жизни»«Звуковое изваяние»«Малый колдующий гном»

Слайд 24Бездонное О


О-звук восторга, торжествующее пространство
ПОЛЕ,МОРЕ,ПРОСТОР
О - огромное, хотя темное
СТОН,ГОРЕ,ГРОБ,ПОХОРОНЫ,СОН,ПОЛНОЧЬ
О-это что-то большое
ДОЛЫ,ГОРЫ,ОСТРОВ,ОЗЕРО,ОЗЕРО,ОБЛАКО
О-это

что-то долгое, как скорбная ДОЛЯ

О-это огромное , как СОЛНЦЕ,как МОРЕ

О-это грозное, как ОСЫПЬ,ОПОЛЗЕНЬ, ГРОМ

О-это огромное , как СОЛНЦЕ, как МОРЕ

О запоет, заноет, как КОЛОКОЛ…

Высокий свод взнесенного СОБОРА

Бездонное ОО-звук восторга, торжествующее пространствоПОЛЕ,МОРЕ,ПРОСТОРО - огромное, хотя темноеСТОН,ГОРЕ,ГРОБ,ПОХОРОНЫ,СОН,ПОЛНОЧЬО-это что-то большоеДОЛЫ,ГОРЫ,ОСТРОВ,ОЗЕРО,ОЗЕРО,ОБЛАКОО-это что-то долгое, как скорбная ДОЛЯО-это огромное

Слайд 25Всякий звук человеческого голоса,всякая буква-сама по себе вызывает известные представления,создает звукообразы
Р-говорит

о чем-то громком,ярком,горячем, красном,быстром
Л-о чем-то бледном,голубом,холод-ном,плавном,легком
Н-нежном,о снеге,небе,ночи…
Д,Т-о чем-то душном, тяжком,тумане,о тьме, о затхлом
М-о милом,мягком,о матери,о море

Е.Замятин

Всякий звук человеческого голоса,всякая буква-сама по себе вызывает известные представления,создает звукообразыР-говорит о чем-то громком,ярком,горячем, красном,быстромЛ-о чем-то бледном,голубом,холод-ном,плавном,легкомН-нежном,о

Слайд 26Л.П.Крысин. «Жизнь слова» эксперимент
В,А,Р,О-сильные

А-большой, хороший, активный
А,О,И,М,Л,У-гладкие

Ю,П,Х,-плохой, маленький, хилый, пассивный
К,Ш,Ж,С,Ф,Щ-шероховатые




А,я-храбрые
А,Р,Я-радостные
С,Х-трусливые
С,К,Т-печальные
Ж,С,Э,Ф-злые
Д,Н,Л,М-добрые
Докажите, правы ли

ученые?

?

Л.П.Крысин. «Жизнь слова» эксперимент В,А,Р,О-сильныеА-большой, хороший, активныйА,О,И,М,Л,У-гладкиеЮ,П,Х,-плохой, маленький, хилый, пассивныйК,Ш,Ж,С,Ф,Щ-шероховатыеА,я-храбрыеА,Р,Я-радостныеС,Х-трусливыеС,К,Т-печальныеЖ,С,Э,Ф-злыеД,Н,Л,М-добрыеДокажите, правы ли ученые??

Слайд 27р
Р Р Р

Р Р Р
Р
Р Р Р Р

По небу голубому
Проехал грохот грома
(М.Маршак)

Р Р Р

Пирует Петр.И горд , и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
(А.С.Пушкин)

Р связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона

рР Р Р          Р Р Р

Слайд 28Настойчивое повторение может усилить настроение легкой грусти,нежности
У У У У У

У
У У У У У



Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную
(А.Прокофьев)

Настойчивое повторение может усилить настроение легкой грусти,нежностиУ У У У У УУ У У У УЛюблю березу

Слайд 29Ль СОЗДАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МЯГКОСТИ,НАПЕВНОСТИ,ПЛАСТИЧНОСТИ

Л
ЛЛЛЛ
ЛЛЛЛ
ЛЛ

С осторожностью птицелова
Я ловлю крылатое слово
И лелею его,

и любуюсь им вволю.
И , жалея,отпускаю на волю
(Л.Мартынов)
Ль СОЗДАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МЯГКОСТИ,НАПЕВНОСТИ,ПЛАСТИЧНОСТИЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛС осторожностью птицеловаЯ ловлю крылатое словоИ лелею его, и любуюсь им вволю.И , жалея,отпускаю

Слайд 30Скопление звуков л и в рисуют звуковой образ ветра
В Л В

В В
В Л В Л Л В
В В В В Ф
Л Л В Л Л В


Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю , вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К.Бальмонт)

Мы будто чувствуем ласковое его дуновение, обволакивающее, приятное прикосновение

Скопление звуков л и в рисуют звуковой образ ветраВ Л В В В В Л В Л

Слайд 31Глухие шипящие и свистящие звуки ассоцируются с таинственными шорохами,шумом ветра,легкими шагами,шуршанием

и чуть слышным шелестом листьев

Ш Ш Ш
Ш Ш

Ч Ш
Ч С Ш Ш Ш Ш Ш

Шуршат камыши,
В камышах – малыши
(С.Маршак)

Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно,бесшумно шуршат камыши
(К.Бальмонт)

Глухие шипящие и свистящие звуки ассоцируются с таинственными шорохами,шумом ветра,легкими шагами,шуршанием и чуть слышным шелестом листьевШ Ш

Слайд 32
Я, белоснежный,печальный бубенчик-ландыш,
Шуршу в свой чепчик,
Зефира легче
Для птичек певчих.
(И.Северянин)

Я, белоснежный,печальный бубенчик-ландыш,Шуршу в свой чепчик,Зефира легчеДля птичек певчих.(И.Северянин)

Слайд 33Какую роль играет ?


Костер мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого

стекла,
и горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла…
М. Волошин
Какую роль играет ?Костер мой догорал на берегу пустыни.Шуршали шелесты струистого стекла, и горькая душа тоскующей полыниВ

Слайд 34Сочетание звонкого шипящего Ж с другими шипящими и свистящим звуками связано

в нашем сознании с представлением о назойливом жужжании насекомых



Оса жужжала.
Обнажала
Жало,
А встретила Шмеля
И хвост поджала
С.Смирнов

Сочетание звонкого шипящего Ж с другими шипящими и свистящим звуками связано в нашем сознании с представлением о

Слайд 35«Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где

было много стеклянной посуды»



Ж
Ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж ж ж
Ж ж ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
БАЦ!
Ж ж ж ж
Ж… ж…
БАЦ!БАЦ!
ж ж ж ж ж ж

БАЦ!БУМ!
ДЗЫНЬ!
Ж ж ж ж ж ж
ТОП.
Ж ж ж ж
ТОП-ТОП.
Ж ж ж ж ж ж ж ж
ТОП-ТОП-ТОП.
Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
ШЛЕП!!!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ШМЯК,
И стало тихо.

Стихотворение построено на приеме звукоподражания, то есть на употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

«Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды»ЖЖ ж жЖ

Слайд 36Настойчивое повторение звука создает впечатление, будто мы слышим резкие неприятные звуки,

которые издает старая скрипучая калитка



Тебе прилежно
Я служу,
Железом,
Жалуясь,
Визжу:
Уж ты,
Пожалуйста,
Уважь –
Заржавленную
Смажь!
(С.Погореловский)

Настойчивое повторение звука создает впечатление, будто мы слышим резкие неприятные звуки, которые издает старая скрипучая калиткаТебе прилежноЯ

Слайд 37Какие впечатления создают строки?
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи

речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепал шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С.Есенин

Несмелые звуки пробуждающейся природы в предрассветный час


Какие впечатления создают строки?Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные березки,Растрепал

Слайд 38 …тяжкой тучей,
Отряды конницы

летучей,
Браздами, саблями стуча, сгибаясь, рубятся с плеча…

Скрежещущие звуки сабельных ударов
Скопление шипящих,свистящих


Пехота движется за нею,
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит..

Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют в крови шипят


Тяжелый глухой топот пехоты
Обилие глухих согласных


Раскаты пушечной канонады, шипение пушечных ядер
Настойчивым повтором шипящих и звука Р




…тяжкой тучей,Отряды конницы летучей,Браздами, саблями стуча, сгибаясь, рубятся с

Слайд 39Повтор гласных согласных многоголосая их перекличка отражает буйное торжество красок.
Бузина цельный

сад залила!
Бузина зелена,зелена!
Зеленее, чем плесень на чане.
Зелена-значит, лето в начале!
Синева-до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей! М.Цветаева

«Соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании ) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста»

Повтор гласных согласных многоголосая их перекличка отражает буйное торжество красок.Бузина цельный сад залила!Бузина зелена,зелена!Зеленее, чем плесень на

Слайд 40Звуковое эхо передает ужасающую музыку войны, смерти:свист,зуд,шипение,завывание…
Стоны,
стоны,
Истомные, бездомные,
Долгие, долгие звоны
Похоронные.
Стоны,
Стоны…

Жалобы,
Жалобы на

Отца…
Жалость, язвящая, жаркая,
Жажда конца,
Жалобы,
Жалобы…

Узел туже,туже,
Путь все круче,круче,
Все уже,уже,уже,
Угрюмей туч,
Ужас душу рушит,
Ужас душит,узел туже,туже…
З.Гиппиус «Свет» 1915

Звуковое эхо передает ужасающую музыку войны, смерти:свист,зуд,шипение,завывание…Стоны,стоны,Истомные, бездомные,Долгие, долгие звоныПохоронные.Стоны,Стоны…Жалобы,Жалобы на Отца…Жалость, язвящая, жаркая,Жажда конца,Жалобы,Жалобы…Узел туже,туже,Путь все

Слайд 41Звуковые повторы как художественный прием в творчестве А.Белого


«Слуховые фокусы»
Папа едет на лекции: лекции - линии листиков; много-летие прожелтило их; листики сшиты в тетрадку; по линиям листиков - лекций! - летает взгляд папочки; линии лекций - значки: круглорогий прочерченный икс хорошо мне известен; он - с зетиком, с игреком

Поэтическая
проза

Ритмическая проза




Орнаментальная
проза

«Считаю все это нужным сказать, чтобы читатель читал меня, став в слуховом фокусе; если он ему чужд, пусть закроет книгу; очки - для глаз, а не для носа; табак для носа, а не для глаз. Всякое намерение имеет свои средства»
А.Белый «Котик Летаев»

Звуковые повторы как художественный прием в творчестве А.Белого     «Слуховые фокусы»Папа едет на лекции:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть