Слайд 1 Презентация урока
по теме
«Звуки речи и буквы»
5 класс
Слайд 2 Проверка домашнего задания. Конкурс сказок по данному началу.
Давным-давно был
в некотором царстве могучий царь по имени …
Он царствовал премудро. И было у него три сына (дочери): …-царевич (царевна), …-царевич (царевна) и …-царевич (царевна).
раздел науки о языке называется фонетикой?
Какова роль звуков речи и звуков природы?
Как образуются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки?
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Какие звуки – гласные или согласные – преобладают в речи?
В чём различие звуков от букв?
Слайд 4 Работа над темой
Звуки мы
произносим и слышим.
Буквы мы видим и пишем.
Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].
- Всегда ли один звук обозначается одной буквой?
Не всегда. В словах лук и луг в конце произносится звук [к], который обозначается двумя буквами – к и г.
- Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?
Да. Например, слово чижи имеет две буквы и, обозначающие звуки [и], [ы].
- Какой вывод можно сделать?
Написание и произношение слов в русском языке не всегда совпадает.
Слайд 5 Работа с учебником
Упражнение 32 (учебник, стр.22).
2. Чтение
теории Б, В (учебник, стр.23-24).
3. Ответы на вопросы:
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Какое значение они имеют в словах?
- В чем особенность букв е, ё, ю, я?
Слайд 6Игра «Найди третье лишнее»
Съехать, съесть, сесть.
Объехать, обещать, объединить.
Семья, скамья, семя.
Подъём,
съёмка, льёт.
Заяц, берёза, клюют.
Яхта, мясо, судья.
Слайд 7 Физкультминутка
А сейчас проведём небольшую разминку!
Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение.
Слайд 8 Списывание с заданием
Задание: записать загадки, отгадать их, подчеркнуть
слова с ь. Надписать над ними количество букв и звуков.
Летит – кричит, сядет –молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.
(Комар)
Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
(Дождь, земля, трава)
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
(Ветер)
Слайд 9 Работа над развитием речи
Чтение молча текста «Брат и младшая сестра»
(учебник, стр.26-27).
Работа в парах.
1) Ответы на вопросы на стр.37.
2) Упражнение 45 (устно). Перевести слова с украинского языка на русский.
Слайд 10 Подведение итогов
Над какой темой сегодня работали?
Что узнали
нового?
Какие выводы сделали?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Слайд 11 Домашнее задание
Выучить теорию А,Б,В (стр.22-24).
Прочитать материал
на стр.28-29, ответить на вопросы (устно).
Упражнение 40 (письменно).
Задание по желанию: подготовить сообщения о создании греческого и славянского алфавитов.
Спасибо за работу!