Слайд 1Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания речи
Пунктуация служит потребностям
письменного общения, ее назначение – передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим.
Есть такие знаки, постановка которых вызывается не столько требованиями контекста, сколько пристрастием автора к определенным приемам. Такие знаки передают только эмоциональный строй речи , соответствующий данной индивидуальности и составляют элемент авторского стиля.
Они соответствуют особой манере письма, по которой можно узнать М. Горького и Ф.Достоевского, А. Чехова и Л. Толстого.
Слайд 2Тире у М. Горького многозначно и емко
Тире, поставленное после местоимения-подлежащего, выполняет
роль интонационного разграничителя: А я- ничего не хочу, я - отчаянный человек; Только ты – никому ни словечка.
Тире между подлежащим и сказуемым характерно для горьковского текста, это тире имеется обычно и в тех случаях, когда оно не предусмотрено правилами: Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем; Красивые – всегда смелы; Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери!
Слайд 3Употребление тире
Сравнения Горький выделяет тире, а не запятой.: Точно рана –
губы влажно алы; Седой почти и такой важный, богатый, говорил – как владыка.
И в других случаях тире замещает запятую. Например, в сложноподчиненном предложении
Тире стоит перед подчинительным союзом: Не помню – когда и сыта была; Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и все тут.
Слайд 4Роль тире в авторской пунктуации
Лаконизм и энергия выражения, эмоциональная напряженность и
интонационная четкость создаются нагнетанием тире:
…Подневольный труд, работа на других – каторжная работа. Проклятие человека.
Но теперь, товарищи, все вы работаете на себя и для себя, не понять это – преступно.
Власть – в ваших руках, и все, что нужно сделать для ее укрепления, вы должны сами сделать. Все – в ваших руках,- значит, за все плохое вокруг вас вы отвечаете, только вы. Жаловаться- не на кого, ждать помощи – неоткуда.
Слайд 5Паузы М.Цветаевой
Вот иллюстрация цветаевских пауз, ломающих строку и не совпадающих с
синтаксическим членением речи:
Двадцать лет свободы –
Всем. Огня и дома –
Всем. Игры, науки –
Всем. Труда – любому,
Лишь бы были руки.
Слайд 6«Спотыкающийся» стих А.Ахматовой
Пауза после первого слова строки характерна и для некоторых
стихов А.Ахматовой. Ломкость, хрупкость строки достигается здесь именно паузой (тире после слова это):
Это – свеч кривых нагар,
Это сотен белых звонниц
Это – выжимки бессонниц.
Первый утренний удар…
Паузы, обозначенные тире, почти вседа резки, энергичны.
Слайд 7Выразительность знаков препинания
Каждый знак может быть выразительным, если он использован мотивированно,
с пониманием его основного значения. Индивидуальность в использовании знаков препинания заключается в ее совершенствовании и обогащении: знаки в этом случае помогают читателю постичь глубину мыслей и чувств пишущего. Свобода в пользовании знаков препинания дается только при глубоком знании ее основ, при чутком и бережном отношении к « содержанию» каждого отдельного пунктуационного знака.
Слайд 8Гибкость русской пунктуации
Индивидуализированная пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, стилистически значима.
Она
становится помощником писателя и поэта в создании художественной выразительности, а это – свидетельство гибкости русской пунктуации, что характеризует высокую степень ее развитости.
Умение почувствовать разумный предел для индивидуального осмысления знаков – один из показателей талантливости пишущего, степени культуры его мышления.