Презентация, доклад на тему Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Содержание

Марина Ивановна Цветаева1892 - 1941

Слайд 1Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Жизнь и творчество  Марины Цветаевой

Слайд 2Марина Ивановна Цветаева
1892 - 1941

Марина Ивановна Цветаева1892 - 1941

Слайд 3Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. 

Марина Цветаева родилась  8 октября 1892 года в Москве. 

Слайд 4Родители
Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был искусствоведом, филологом, профессором Московского университета,

директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).

Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи и была талантливой пианисткой, учившейся у Рубинштейна. Посвятив себя семье, Мария Александровна стремилась передать детям все, что почитала сама: поэзию, музыку, старую Германию, «Ундину», презрение к физической боли и культ святой Елены, «с одним против всех, с одним без всех».

РодителиЕе отец, Иван Владимирович Цветаев, был искусствоведом, филологом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея

Слайд 5Младшая сестра Ася в своих «Воспоминаниях» писала: «Детство наше полно музыкой.

У себя на антресолях мы засыпали под мамину игру, доносившуюся снизу, из залы, игру блестящую и полную музыкальной страсти. Всю классику мы, выросши, узнавали как «мамино» - «это мама играла…». Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… под звуки мы уходили в сон». 

Сестра Анастасия

Младшая сестра Ася в своих «Воспоминаниях» писала: «Детство наше полно музыкой. У себя на антресолях мы засыпали

Слайд 6Первый литературный опыт
Писать стихи Цветаева начала еще в шестилетнем возрасте, причем

- не только по-русски, но и по-французски и по-немецки. Она также вела дневник и писала рассказы. Появившийся в цветаевской семье поэт Эллис (псевдоним Л.Л.Кобылинского) способствовал знакомству Марины с творчеством московских символистов.
Свой первый сборник стихов Марина, не раздумывая, послала Брюсову, Волошину и в издательство «Мусагет» с «просьбой посмотреть». Она сделал это с прямотой, правдивостью и искренностью, свойственной ей в дальнейшем всю жизнь и сформулированной в одном из дневников: «Единственная обязанность на земле человека – правда всего существа».
Первый литературный опытПисать стихи Цветаева начала еще в шестилетнем возрасте, причем - не только по-русски, но и

Слайд 7Дом Цветаевых в Москве
Осенью 1906 года Цветаева по собственному желанию поступила

в интернат при московской частной гимназии, предпочитая учебе среди чужих людей жизнь в стенах осиротевшего дома в Трехпрудном. Она много и беспорядочно читала, отличаясь в гимназии не столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих культурных интересов. Она увлеклась чтением произведений Гёте, Гейне и немецких романтиков, историей Наполеона и его сына, герцога Рейхштадского. 
Цветаевой нравились произведения Лескова, Аксакова, Державина, Пушкина и Некрасова. Своими любимыми книгами позже она называла «Нибелунгов», «Илиаду» и «Слово о полку Игореве», любимыми стихами – «К морю» Пушкина, «Свидание» Лермонтова и «Лесной царь» Гёте. 
Дом Цветаевых в МосквеОсенью 1906 года Цветаева по собственному желанию поступила в интернат при московской частной гимназии,

Слайд 8Образование
Цветаева рано ощутила свою самостоятельность во вкусах и привычках, и всегда

отстаивала это свойство своей натуры в дальнейшем. Она была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна, за пять лет она поменяла три гимназии. Как писала ее младшая сестра Анастасия, попав в пансион фон-Дервиз, она вскоре была оттуда выгнана за дерзость и плохое влияние на соучениц. Далее Марина училась в гимназии Алферовой и позже - в гимназии М.Г.Брюхоненко. Но и там «она скучала самым отчаянным образом». Анастасию тоже перевели в гимназию М.Г.Брюхоненко и «с первых же дней, в переменах сходясь, вдвоем ходили по рекреационной зале, под высоким лепным потолком». Илья Эренбург, оценивая ее характер, заметил что «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту».  В 1909 году шестнадцатилетняя Цветаева самостоятельно совершила поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс старофранцузской литературы.
Летом 1910 года Марина и Ася вместе с отцом уехали в Германию, где жили в местечке Вайсер Хирш, недалеко от Дрездена, в семье пастора, пока Иван Владимирович собирал в музеях Берлина и Дрездена материалы для будущего музея на Волхонке.
ОбразованиеЦветаева рано ощутила свою самостоятельность во вкусах и привычках, и всегда отстаивала это свойство своей натуры в

Слайд 9Осенью 1910 года Марина Цветаева выпустила на собственные средства сборник стихов

«Вечерний альбом».
Осенью 1910 года Марина Цветаева выпустила на собственные средства сборник стихов «Вечерний альбом».

Слайд 10Коктебель
Не окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель к

Волошину.
Здесь она познакомилась с Сергеем Эфроном - круглым сиротой и сыном революционеров-народников. 
В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность.
Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.
КоктебельНе окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель к Волошину. Здесь она познакомилась с Сергеем

Слайд 11Замужество
В январе 1912 года она вышла за Эфрона замуж и выпустила

посвященный ему второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». 
Я с вызовом ношу его кольцо – Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –  Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге…
ЗамужествоВ январе 1912 года она вышла за Эфрона замуж и выпустила посвященный ему второй сборник стихов –

Слайд 12Ариадна
В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, Аля, к

которой позже были обращены многочисленные стихотворения ее мамы. Все будет тебе покорно, И все при тебе – тихи. Ты будешь как я - бесспорно – И лучше писать стихи… («Але», 1914)
АриаднаВ сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, Аля, к которой позже были обращены многочисленные стихотворения

Слайд 13Смерть отца
В августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой – Иван

Васильевич.
Несмотря на утрату, эти годы, ознаменованные семейной устроенностью, множеством встреч, душевным подъемом, стали самыми счастливыми в ее жизни.
Смерть отцаВ августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой – Иван Васильевич. Несмотря на утрату, эти годы,

Слайд 141914 год
Сжатостью мысли и энергией чувства было отмечено немало стихотворений Цветаевой

этого периода: «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Какой-нибудь предок мой был – скрипач…» и другие произведения.
Она писала пламенные стихи, вдохновленные близкими ей по духу людьми: Сергеем Эфроном и его братом - рано умершим от туберкулеза Петром Эфроном.
Она обращалась к своим литературным кумирам Пушкину и Байрону («Байрону», «Встреча с Пушкиным»). 
1914 годСжатостью мысли и энергией чувства было отмечено немало стихотворений Цветаевой этого периода: «Идешь, на меня похожий…»,

Слайд 15Софья Парнок
Цикл стихотворений «Подруга» Цветаева посвятила поэтессе Софье Парнок, в которой

ее все восхищало - и «неповторимая рука», и «чело Бетховена». Наиболее знаменитым стало овеянное грустью прощания стихотворение «Хочу у зеркала, где муть…»: Я вижу: мачта корабля, И вы – на палубе… Вы – в дыме поезда… Поля В вечерней жалобе… Вечерние поля в росе, Над ними – вороны… - Благословляю вас на все Четыре стороны!
Софья ПарнокЦикл стихотворений «Подруга» Цветаева посвятила поэтессе Софье Парнок, в которой ее все восхищало - и «неповторимая

Слайд 16Ирина
В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Сначала она хотела

назвать ее Анной в честь Ахматовой, но потом передумала и назвала Ириной: «Ведь судьбы не повторяются».
По свидетельству родных и близких, Марина практически не уделяла ей времени. «Я заглядываю в первую (три шага от входа) комнату: там кроватка, в которой в полном одиночестве раскачивается младшая дочь Марины - двухлетняя Ирочка», - вспоминала М.И.Гринёва-Кузнецова.
«Всю ночь болтали, Марина читала стихи… Когда немного рассвело, я увидела кресло, всё замотанное тряпками, и из тряпок болталась голова - туда-сюда. Это была младшая дочь Ирина, о существовании которой я до сих пор не знала», - дополняла рассказ В.К.Звягинцева.
ИринаВ апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Сначала она хотела назвать ее Анной в честь Ахматовой,

Слайд 17Дочери Аля и Ирина. 1919 год.
В самое тяжелое время, осенью 1919

года, чтобы прокормить дочерей, она отдала их в Кунцевский детский приют.
Вскоре тяжело заболевшую Алю пришлось забрать домой, а в феврале 1920 года умерла от голода маленькая Ирина.
Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! – Старшую у тьмы выхватывая – Младшей не уберегла. («две руки, легко опущенные», 1920)
Дочери Аля и Ирина. 1919 год.В самое тяжелое время, осенью 1919 года, чтобы прокормить дочерей, она отдала

Слайд 18Марина Цветаева с дочерью Ариадной. Прага, 1924
В августе 1922 года Цветаева

уехала в Прагу к Эфрону. В поисках дешевого жилья они кочевали по пригородам: Макропосы, Иловищи, Вшеноры – деревни с первобытными условиями жизни. Всей душой Цветаева полюбила Прагу, город, вселявший в нее вдохновение, в отличие от не понравившегося ей Берлина.
Трудная, полунищенская жизнь в чешских деревнях компенсировалась близостью к природе – вечной и неизменно возвышающейся над «земными низостями дней», пешими прогулками по горам и лесам, а также дружбой с чешской писательницей и переводчицей А.А.Тесковой. Их переписка после отъезда Цветаевой во Францию составила в дальнейшем отдельную книгу, вышедшую в Праге в 1969 году.
Марина Цветаева с дочерью Ариадной. Прага, 1924В августе 1922 года Цветаева уехала в Прагу к Эфрону. В

Слайд 19Марина Цветаева с сыном Георгием.
Самой заветной цветаевской темой стала любовь –

понятие для нее бездонное, вбирающее в себя бесконечные оттенки переживаний. Любовь для Цветаевой была многолика – можно влюбиться в собаку, ребенка, дерево, собственную мечту или литературного героя. Любое чувство, кроме ненависти и безразличия составляло для Цветаевой любовь.
В Чехии Цветаева дописала поэму «Молодец» о могучей, всепобеждающей силе любви. Свою идею о том, что любовь - это всегда лавина страстей, обрушивающаяся на человека, которая неизбежно оканчивается разлукой, она воплотила в «Поэме горы» и «Поэме конца», вдохновленных бурным романом с К.Б.Раздевичем. Ему же были посвящены цикл «Овраг», стихотворения «Люблю, но мука еще жива…», «Древняя тщета течет по жилам…» и другие произведения.
1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын, названный Георгием. Она давно мечтала о мальчике, и ласково называла Мур.
Марина Цветаева с сыном Георгием.Самой заветной цветаевской темой стала любовь – понятие для нее бездонное, вбирающее в

Слайд 20Константин Радзевич
Настоящий глубокий роман с мужчиной у Цветаевой начался в

Чехии с Константином Радзевичем, другом мужа. Чувства были настолько сильными, что Цветаева собиралась уйти из семьи. Трагизм ситуации заключался в том, что мужчины близко дружили: они вместе служили в царской армии, после чего принимали активное участие в белогвардейском движении. Потом их повязала совместная работа на НКВД - Эфрон завербовал Радзевича. - Это была настолько сильная страсть, что Цветаева понимала: отношения не могут долго продолжаться, - рассказали мне в московском музее поэтессы. - Эти чувства ее выматывали. Через год они расстались, и Марина вернулась к мужу, ее простившему. Эфрон понимал, что жена - человек страстей, без которых женщина-поэт просто не может жить. Кстати, Константин Радзевич в 1967 году приезжал в Москву по приглашению выпущенной к тому времени из лагеря Ариадны Эфрон. У Марины с годами сработал материнский инстинкт: ей надо было думать о семье и подраставших детях. Оставшуюся жизнь Цветаева прожила с мужем, но в последние годы все ее мысли были о сыне.
Константин  РадзевичНастоящий глубокий роман с мужчиной у Цветаевой начался в Чехии с Константином Радзевичем, другом мужа.

Слайд 21В Париже
Осенью 1925 года Цветаева, устав от убогих деревенских условий и

перспективы растить сына «в подвале», перебралась с детьми в Париж. Ее муж должен был через несколько месяцев окончить учебу и присоединиться к ним.
В Париже и его пригородах Цветаевой суждено было прожить почти четырнадцать лет. Жизнь во Франции не стала легче. Эмигрантское окружение не приняло Цветаеву, да и сама она часто шла на открытый конфликт с литературным зарубежьем. С.Н.Андроникова-Гальперн вспоминала, что «эмигрантские круги ненавидели ее за независимость, неотрицательное отношение к революции и любовь к России. То, что она не отказывалась ни от революции, ни от России, бесило их».
Цветаева ощущала себя ненужной и чужой, и в письмах к Тесковой, забыв о былых невзгодах, с нежностью вспоминала Прагу.
В ПарижеОсенью 1925 года Цветаева, устав от убогих деревенских условий и перспективы растить сына «в подвале», перебралась

Слайд 22Борис Пастернак Райнер Мария Рильке
Весной 1926 года через Пастернака состоялось заочное знакомство

Цветаевой с Райнером Мария Рильке, перед которым она издавна преклонялась. Так зародился эпистолярный «роман троих» – «Письма лета 1926 года». Испытывая творческий подъем, Цветаева написала посвященную Пастернаку поэму «С моря», ему же и Рильке она посвятила «Попытку комнаты». Тогда же она создала поэму «Лестница», в которой нашла выражение ее ненависть к «сытости сытых» и «голоду голодных».
Смерть в конце 1926 года так и не увиденного Рильке глубоко потрясла Цветаеву. Она создала стихотворение-реквием, плач по родному поэту «Новогоднее», затем «Поэму Воздуха», в которой размышляла о смерти и вечности.

Марина написала целый рассказ о мнимых встречах с Борисом Пастернаком. Как будто на крохотной станции, залитой дождём, они виделись каждый день. Цветаева рисовала словами воображаемое свидание: «Я приходила рано, в сумерки, до фонарей. Ходила взад и вперёд по тёмной платформе - далеко! И было одно место - фонарный столб - без света, сюда я вызывала Вас - «Пастернак!» И долгие беседы бок о бок - бродячие». Она присылала такие письма Пастернаку, что жена поэта, однажды найдя у мужа конверт с признаниями Цветаевой, запретила ему с ней общаться. И ещё долго корила его и не верила, что дама, с которой он даже не виделся, могла писать такие откровенные признания.

Борис Пастернак  Райнер Мария РилькеВесной 1926 года через Пастернака состоялось заочное знакомство Цветаевой с Райнером Мария

Слайд 23Сергей Эфрон от отчаяния написал Максимилиану Волошину: «М. - человек страстей...

Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни... Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая - всё обращается в пламя… Нужно было каким-либо образом покончить с совместной нелепой жизнью, напитанной ложью, неумелой конспирацией и пр. и пр. ядами… О моём решении разъехаться я и сообщил М. Две недели она была в безумии. Рвалась от одного к другому. (На это время она переехала к знакомым.) Не спала ночей, похудела, впервые я видел её в таком отчаянии. И, наконец, объявила мне, что уйти от меня не может, ибо сознание, что я где-то нахожусь в одиночестве, не даст ей ни минуты не только счастья, но просто покоя». Сергей простил, но охладел, Цветаева всё поняла: Ты, меня любивший дольше Времени. - Десницы взмах! - Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах…
Сергей Эфрон от отчаяния написал Максимилиану Волошину: «М. - человек страстей... Отдаваться с головой своему урагану для

Слайд 24Мечты о Родине
Некоторый успех, который сопутствовал Цветаевой в эмигрантском литературном мире

в первые два парижских года, постепенно сошли на нет. Интерес к её поэзии падал, хотя печатались её поэмы «Крысолов» и «Лестница», а в 1928 году вышел сборник стихов «После России (Лирика 1922-1925 гг.)». Стихотворные произведения становилось все труднее устроить в печати.
Заработки мужа были небольшими и случайными, он метался от одного занятия к другому: снимался статистом в кино, пробовал себя в журналистской деятельности. «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода», - плакакла в своих воспоминаниях Цветаева.
К концу 1920-х годов Сергей Эфрон всё больше принимал то, что происходило в Советской России, и начинал мечтать о возвращении домой. В начале 1930-х годов его завербовала советская разведка, и он стал одним из активнейших деятелей «Союза возвращения на Родину». 
Мечты о РодинеНекоторый успех, который сопутствовал Цветаевой в эмигрантском литературном мире в первые два парижских года, постепенно

Слайд 25Возвращение
Весной 1937 года, исполненная надежд на будущее, уехала в Москву дочь

Цветаевой, Ариадна, еще в шестнадцать лет принявшая советское гражданство. А осенью Сергей Эфрон, продолжавший свою деятельность в «Союзе возвращения на Родину» и сотрудничество с советской разведкой, оказался замешанным в не очень чистоплотной истории, получившую широкую огласку.
В сентябре 1937 года швейцарская полиция обнаружила труп советского разведчика Игнатия Рейсса. Выяснилось, что Рейсс отправил письмо Сталину и назвал его террористом. Спустя несколько недель «надёжный источник» рассказал прессе, что организовал убийство Рейсса агент НКВД… Сергей Эфрон, которому пришлось в спешке покинуть Париж и тайно переправляться в СССР. Отъезд Цветаевой был предрешен. Она находится в тяжелом душевном состоянии, и более полугода ничего не писала, готовила к отправке свой архив. Из творческого молчания ее вывели сентябрьские события 1938 года. Нападение Германии на Чехословакию вызвало ее бурное негодование, вылившееся в цикле «стихи к Чехии». О мания! О мумия Величия! Сгоришь, Германия! Безумие, Безумие Творишь! («Германии»)
ВозвращениеВесной 1937 года, исполненная надежд на будущее, уехала в Москву дочь Цветаевой, Ариадна, еще в шестнадцать лет

Слайд 26Возвращение на Родину
12 июня 1939 года Цветаева с сыном уехала в

Москву. Радость от соединения семьи длилась недолго. В августе 1939 года арестовали и отправили в лагерь ее дочь, а в октябре – мужа Цветаевой.
Цветаева скиталась с часто болеющим Муром по чужим углам, стояла в очередях с передачами Але и Сергею Яковлевичу. Чтобы прокормиться, она занималась переводами, с головой уходя в работу. «Я перевожу по слуху – и по духу (вещи). Это больше, чем смысл», - такой подход подразумевал поистине подвижнический труд. На свои стихи у Цветаевой времени не хватало. Среди переводческих тетрадей затерялось лишь несколько прекрасных стихотворений, отражавших ее душевное состояние: Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… (Февраль 1941) Ее пытались поддержать Пастернак и Тарасенков, осенью 1940 года была предпринята попытка издать небольшой сборник ее стихов. Марина Ивановна тщательно составляла его, но из-за отрицательной рецензии К.Зелинского, объявившего стихи «формалистическими», хотя при личных встречах с Цветаевой он хвалил их, сборник не был издан. В апреле 1941 года Цветаеву приняли в профком литераторов при Гослитиздате, но силы ее были на исходе. Она говорила: «Я свое написала, могла бы еще, но свободно могу не…».
Возвращение на Родину12 июня 1939 года Цветаева с сыном уехала в Москву. Радость от соединения семьи длилась

Слайд 27Однажды, будучи в эмиграции, она написала: И к имени моему Марина –

прибавьте: мученица…

Война прервала ее работу над переводом Гарсиа Лорки, а журналам стало не до стихов. Восьмого августа, не выдержав бомбежек, Цветаева вместе с несколькими писателями эвакуировалась в городок Елабугу на Каме.
По свидетельству её друзей, вещи в дорогу собирал Пастернак. Он подарил Цветаевой верёвку, сказав: «В дороге пригодится, такая прочная, хоть вешайся». Верёвка действительно пригодилась...
Работы, даже самой черной, для нее не было. Она пыталась найти что-нибудь в Чистополе, где находилось большинство московских литераторов. 28 августа, обнадеженная, она вернулась в Елабугу, а 31 августа, пока в доме не было сына и хозяев, она повесилась, оставив три записки: товарищам, поэту Асееву и его семье с просьбами позаботится о сыне, и Муру.
Борис Пастернак сказал о ее кончине: «Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательную страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку».

Однажды, будучи в эмиграции, она написала: И к имени моему Марина – прибавьте: мученица…Война прервала ее работу

Слайд 28Елабуга, август 1941
Комната М.Цветаевой и Мура
Хозяева дома
Бродельщиковы

Елабуга, август 1941Комната М.Цветаевой и МураХозяева дома Бродельщиковы

Слайд 29Последний день
В отчаянии от одиночества и полнейшей безысходности 31 августа 1941

года Марина покончила жизнь самоубийством, повесившись на деревянной балке в хозяйском доме в городе Елабуге на реке Каме.
Цветаева оставила предсмертную записку для сына, которого ласково называла Мурлыгой: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». 
Последний деньВ отчаянии от одиночества и полнейшей безысходности 31 августа 1941 года Марина покончила жизнь самоубийством, повесившись

Слайд 30Могила Марины Цветаевой
Точное месторасположение могилы Марины Цветаевой в Елабуге на Петропавловском

кладбище неизвестно. Но в той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, на месте, где в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева поставила крест, в 1970 году было установлено гранитное надгробие.
Самоубийц принято хоронить за церковной оградой, об отпевании не могло быть и речи. Но ради Цветаевой, ради просьб её верующих почитателей, в том числе и Дьякона Андрея Кураева, в 1991 году было сделано исключение. Патриарх Алексий II дал благословение, и через 50 лет после её смерти Цветаеву отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
Могила Марины ЦветаевойТочное месторасположение могилы Марины Цветаевой в Елабуге на Петропавловском кладбище неизвестно. Но в той стороне

Слайд 31Потомки великой поэтессы
Сергея Эфрона расстреляли в 1941 году, а дочь Ариадну

репрессировали и отправили в ссылку на 15 лет. Построить семью и завести детей Ариадна не смогла. В 1975 году через 20 лет после реабилитации она умерла от сердечного приступа.
Не оставил потомков и сын Цветаевой, погибший на войне в 1944 году, - его похоронили в братской могиле с другими солдатами. Так прервалась прямая линия рода поэтессы. 
В наши дни самыми близкими родственницами Марины Цветаевой являются сестры Рита и Ольга Трухачевы - внучки сестры поэтессы, Анастасии. Маргарита живет в США, так же как и Ольга, которая тоже иногда приезжает в Россию. О знаменитой русской поэтессе они слышали от бабушки, рассказавшей внучкам о ее трагической жизни.

Марина ЦВЕТАЕВА (слева) в кругу семьи: сестра Ася (справа), муж Сергей ЭФРОН (вверху слева), зять МИНЦ (вверху справа), дочь Ариадна и племянник Андрей (1926 г.)

Потомки великой поэтессыСергея Эфрона расстреляли в 1941 году, а дочь Ариадну репрессировали и отправили в ссылку на

Слайд 32Использованная литература
Материалы сайта http://chtoby-pomnili.com

Использованная литератураМатериалы сайта http://chtoby-pomnili.com

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть