Презентация, доклад на тему Жизнь и творчество А.П.Чехова (1860 – 1904 годы)

Содержание

План урока1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог.2. Учеба в гимназии и в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.)3. Эпоха 80-х годов XIX века. Учеба в университете4. Второй период творчества (90-900-е годы XIX – XX гг.)5. Драматургия

Слайд 1Жизнь и творчество Чехова Антона Павловича (1860 – 1904

годы)



Жизнь и творчество   Чехова Антона Павловича (1860 – 1904 годы)

Слайд 2План урока
1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог.
2. Учеба в гимназии и

в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.)

3. Эпоха 80-х годов XIX века. Учеба в университете

4. Второй период творчества (90-900-е годы XIX – XX гг.)

5. Драматургия Чехова. Последние годы жизни

«В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов)

«Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов)

Первый период творчества. Псевдоним «Антоша Чехонте»

Поездка на остров Сахалин Кругосветное путешествие Усадьба в Мелихове. Книга «Остров Сахалин» Повесть «Палата № 6», рассказы: «Ионыч», «Дама с собачкой»

План урока1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог.2. Учеба в гимназии и в ремесленном училище (1868 – 1879

Слайд 3«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость,

снова входит в нее ясный смысл»

М. Горький

А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

Дом в котором родился А.П. Чехов

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»М.

Слайд 4 Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х
Евгения

Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897
Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х  Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897

Слайд 5 «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих

воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».
«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат

Слайд 6Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном

хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Семья Чеховых в Таганроге

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но

Слайд 7Семья Чеховых. Фото 1874. Таганрог

Семья Чеховых. Фото 1874. Таганрог

Слайд 8Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов,

Писарев…

Чехов – гимназист. 1874 г.

Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев…Чехов – гимназист. 1874 г.

Слайд 9На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя.

Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Таганрогский театр времен Чехова

На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает

Слайд 10В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в

Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности.

А.П. Чехов в год окончания гимназии

В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь

Слайд 11«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное

влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они

Слайд 12Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало

дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.
Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью

Слайд 13 Молодого Чехова влекли

литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник».
Тексты Антона иллюстрировал Николай

А.П. Чехов с братом Николаем

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем

Слайд 14Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х

годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы»

«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина

«Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина

Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр

Слайд 15 Следуя традициям русской

литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества
Следуя традициям русской литературы,    А.П. Чехов

Слайд 16

А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…
А.П. Чехов все более утверждается

Слайд 17Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной

чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно.

Дом в Кудрине. Рис. М.П. Чехова

Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме

Слайд 18Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин,

куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин

Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать

Слайд 19Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги

Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Карта поездок А.П. Чехова

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное

Слайд 20Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном

устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.

Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы

Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и

Слайд 21Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения

– повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин

«Палата № 6». Илл. А. Ванециана

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда

Слайд 2290-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются

замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

«Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой

«Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в

Слайд 23В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен

хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей

Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни»,

Слайд 24В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы.

Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился.

На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года

Илл. Т. Шишмаревой

Илл. И. Ивашинцевой

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17

Слайд 25Илл. Кукрыниксов.
В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова –

«Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»
Илл. Кукрыниксов.В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от

Слайд 27Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского

театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра
Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями

Слайд 28«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не

забытый день.
…Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер-Чехова

А.П. Чехов и О.Л. Книппер

«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день.…Трудно говорить словами о том

Слайд 29Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь

героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.

Афиши чеховских пьес в МХТ

Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение

Слайд 30«Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты

– единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», - писал А.П. Чехову В.И. Немирович-Данченко.

Сцена из спектакля МХТ «Чайка»

«Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет

Слайд 31Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте,

куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья

Дом Чехова в Ялте

Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого

Слайд 32В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой.

Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».
В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение

Слайд 33Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым

«самым ценным подарком судьбы».
Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Слайд 34Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса,

давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».

А.П. Чехов по возвращении из клиники

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице

Слайд 35

Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю.
А.П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным
Состоявшееся чествование было для Чехова

Слайд 36Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова

Слайд 37Тест по теме: «Творчество А.П. Чехова»
А.П. Чехов родился:

1. в Москве
2. в

Петербурге
3. в Таганроге

Антон Чехов учился в гимназии, где была

1. прекрасная обстановка, располагающая к творческой жизни
2. бессмысленная зубрежка, жестокая дисциплина
3. нормальная обстановка

В семье Чеховых

1. было двое детей
2. было много детей
3. Антон был единственным ребенком
Тест по теме: «Творчество А.П. Чехова»А.П. Чехов родился:1. в Москве2. в Петербурге3. в ТаганрогеАнтон Чехов учился в

Слайд 38Отец Чехова был

1. очень богатым человеком
2. крупным коммерсантом
3. мелким торговцем

Когда Павел

Егорович разорился, семья уезжает

1. в Петербург
2. в Москву
3. в Киев

Антон Чехов

1. едет с семьей
2. остается в Таганроге
3. отправляется учиться заграницу
Отец Чехова был1. очень богатым человеком2. крупным коммерсантом3. мелким торговцемКогда Павел Егорович разорился, семья уезжает1. в Петербург2.

Слайд 39
Антон Чехов

1. прекрасно обеспечен материально
2. работает, чтобы прокормить себя и закончить

гимназию
3. бросает гимназию, чтобы работать

Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает

1. в Медицинский институт
2. в Литературный институт
3. в Московский университет на медицинский факультет

Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы

1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении
2. во время учебы
3. после окончания гимназии
Антон Чехов1. прекрасно обеспечен материально2. работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию3. бросает гимназию, чтобы работатьОсенью 1879

Слайд 40Антон Павлович подписывается

1. своим именем
2. именем своего брата
3. псевдонимом

Рассказы Чехова

1. очень

серьезные и грустные
2. юмористические
3. романтические

Чехов написал следующие рассказы

1. «Смерть чиновника»
2. «Кавказский пленник»
3. «Капитанская дочка»
4. «Хамелеон»
5. «Толстый и тонкий»
Антон Павлович подписывается1. своим именем2. именем своего брата3. псевдонимомРассказы Чехова1. очень серьезные и грустные2. юмористические3. романтическиеЧехов написал

Слайд 41К началу 90-х годов

1. Чехов был совсем неизвестен как писатель
2. Чехов

работал только врачом
3. Чехов был известен всей читающей России

Чехов в это время

1. был очень богат и здоров
2. был беден и болен
3. был вполне обеспечен материально

Весной 1890-го года Чехов решил поехать

1. за границу
2. на Сахалин
3. в Петербург
К началу 90-х годов1. Чехов был совсем неизвестен как писатель2. Чехов работал только врачом3. Чехов был известен

Слайд 42Поездка была

1. развлекательной
2. очень легкой и беззаботной
3. очень тяжелой

Во время поездки

Чехов

1. много работал
2. лечился в санатории
3. отдыхал и развлекался
Поездка была1. развлекательной2. очень легкой и беззаботной3. очень тяжелойВо время поездки Чехов1. много работал2. лечился в санатории3.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть