Презентация, доклад на тему Живопись на уроках русского языка

В.А. Серов «Девочка с персиками»  Над этой картиной молодой художник работал быстро и с удовольствием. Верочка Мамонтова с радостно – задумчивым лицом, исполненным доверчивости и доброты, сидит за столом в уютной комнате. Угол комнаты

Слайд 1      
Живопись
на уроках
русского языка

      Живописьна урокахрусского языка

Слайд 3В.А. Серов «Девочка с персиками»
 
Над этой картиной молодой художник

работал быстро и с удовольствием. Верочка Мамонтова с радостно – задумчивым лицом, исполненным доверчивости и доброты, сидит за столом в уютной комнате.
Угол комнаты залит золотистым дневным светом. Силуэт девочки светится, у нее лучатся карие глаза. На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клена, персики и серебряный нож. Вот и все. А вместе с тем – это история девочки, рассказ о ее характере, о ее чистых, ясных, юных переживаниях.
Свет наполняет комнату, он как бы перетекает из одной комнаты в другую. Его яркие блики лежат на темной мебели. Свет перемешивает оттенки цветов. Свет скользит по лицу девочки, мягко ложится на скатерть, сияет на стене, фарфоровой тарелке.
Картина написана в светлых тонах. Колорит ее – розовое и золотое.
Этот портрет – подлинная картина человеческой юности.
 
 
Задания.
Прочитайте текст. Назовите тип и стиль речи.
Пользуясь толковым словарем, определите лексические значения выделенных слов.

В.А. Серов «Девочка с персиками» 	  Над этой картиной молодой художник работал быстро и с удовольствием. Верочка

Слайд 5 В.А. Серов «Мика Морозов»
 

Застыл малыш (?). Чуть привстал на кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый, черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Неприбранный, в белой ночной рубашке, готов он сейчас вскочить и разобрат(?)ся в происходящем. Ручонки уц…пились за поручни кресла.
В движении ребенка Серов уловил самое главное в характере маленького человека: непоседливость, неуемное любопытство, миг удивления.
«Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом иску(с, сс) тве. В этом з…л…тая пора детства.

(По И Долгополову.)
 
 
 
Задания.
Прочитайте текст, сформулируйте главную мысль.
Запишите, в каких значениях употреблены выделенные слова.

В.А. Серов «Мика Морозов»       	Застыл малыш (?). Чуть привстал на

Слайд 7 В.М. Васнецов «Аленушка»
Трогательная нежность

и глубокая поэтичность сказки об Аленушке взволновали чуткое и отзывчивое сердце художника Виктора Васнецова и вдохновили его на создание картины.
… Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими золотыми листьями. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Неподвижен черный омут. Тяжелая тишина. Страшен дремучий лес. В молчании застыли молоденькие елочки с начинающей темнеть зеленью. Под легким набегающим ветерком шепчутся листья нежных стройных осинок.
Грустная, задумчивая осень уже вступила в свои права. Запел тростник, защебетали птицы, потекли унывные звуки тоски и скорби. Тихая печаль разлита в начинающей увядать природе.
Прибежала Аленушка в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе. Природа грустит и плачет вместе с нею.
Первая пора осеннего увядания. Темно – зеленые, красно-коричневые краски природы.
«Аленушка» - это лирическая поэма о чудесной русской девушке и о величественно природе. Картина свидетельствует об огромной любви художника к своему народу, о его умении проникнуть в мир народной фантазии.

 
Задание.
Сформулируйте главную мысль текста.
Составьте план.
Перескажите текст, сохранив слова в переносном значении.
 
Слова для справок: пруд замер, золотые листья, пронзить стрелой, неподвижный омут, тяжелая тишина, застыть в молчании, листья шепчутся, задумчивая осень, тростник запел, звуки потекли, печаль разлита, природа грустит и плачет.
 

В.М. Васнецов «Аленушка»    Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки об Аленушке

Слайд 9 А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
 
Опорные слова: восторг,

восхищение; чарующий, прелестный, очаровательный; тихий, беззвучный; необъятный, бесконечный безбрежный, неоглядный, безграничный.
 
 
 
Задание.
Напишите сочинение – миниатюру, широко используя синонимы.
Определите тип и стиль речи.
 

А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» 	Опорные слова: восторг, восхищение; чарующий, прелестный, очаровательный; тихий, беззвучный;

Слайд 11 А.А. Пластов «Родник»
Шумит ветер в (густом)

ивняке. Гонит в (высоком) небе (одинокие) облака. Рвет косынку, распушил (тяжелые) косы. Гонит рябь по (темной) воде.
(Серебряной звонкой) струйкой бежит (студеная) влага в ведро. (Солнечные) зайчики рассыпались в нем алмазами…
(Удивительная) свежесть. (Изумительная) чистота. Такова магия (пластовской) живописи.
 
 
 
 
Задания.
Запишите текст, распространяя его именами прилагательными. Скажите, какую роль они выполняют в тексте.
Сформулируйте главную мысль текста.
 

А.А. Пластов «Родник»   	Шумит ветер в (густом) ивняке. Гонит в (высоком) небе (одинокие)

Слайд 13 И.И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
 
Ветреный

день. Нарядные расписные баржи. Белый пассажирский теплоход. Лохматые, легкие облака.
Удивительная жизнерадостность. Яркие краски.
 
 
 
Задание.
Определите стилистическую принадлежность текста, его основную мысль.
Восстановите текст по выписанным словосочетаниям.
Назовите слова с переносным значением.
 

И.И. Левитан «Свежий ветер. Волга»    	Ветреный день. Нарядные расписные баржи. Белый пассажирский

Слайд 15 И.И. Левитан «Озеро»
 
«Озеро. Русь» -

так хотел назвать Левитан картину, но не решился. Просто «Озеро» - (большое) великолепное озеро в (ясный) солнечный день.
Высокое (лазурное) небо, по небу плывут (невесомые) облака. (Узкая) полоска берега, на берегу – деревушки с (белыми) церквами. И небо, и облака, и деревушки отражаются в озере, как бы плывут в (светлой) (прозрачной) воде. Дует (легкий) ветерок, рябит воду, колышит (прибрежный) тростник.
Картина проникнута нежностью, (искренне) любовью к Отечеству.
(По Н. Шер.)
 
 
 
Задания.
Вставьте в текст, где возможно, прилагательные.
Укажите в тексте элементы художественного стиля.

И.И. Левитан «Озеро»    	«Озеро. Русь» - так хотел назвать Левитан картину, но

Слайд 17 И.И. Левитан «Март»

Опорные слова: радостный, светлый,

ясный, синий, легкий, весенний, ликующий, лучезарный, погожий, деревянный, великий.
 

 
 
 
 
Задания.
Напишите сочинение, используя данные прилагательные.
Определите тип текста.

И.И. Левитан «Март»	   	Опорные слова: радостный, светлый, ясный, синий, легкий, весенний, ликующий, лучезарный,

Слайд 19 И.И. Левитан «Весна. Большая вода».
 
 
«Весна.

Большая вода» - картина светлая, радостная. Нежной голубизной сияет ясное небо…
 
 
 
 
 
 
Задания.
Напишите сочинение – миниатюру по данному началу, широко используя прилагательные.
Сформулируйте основную мысль текста.

И.И. Левитан «Весна. Большая вода».     	«Весна. Большая вода» - картина светлая, радостная.

Слайд 21 В. М. Васнецов «Богатыри»
Много лет

своей творческой жизни отдал Васнецов работе над карти-ной «Богатыри». На полотне изображены три русских воина: Добрыня Ники-тич, Илья Муромец, Алеша Попович. В былине о них говорится: «Три года стоят богатыри на заставе…» В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточенно вглядывается вдаль. Уве-ренность, сила и мощь чувствуются в его богатырской фигуре. Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Добрыня Никитич – сын богатого князя из Рязани. Богатством украшения и оружия, нарядностью одежды он выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит горит и переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Алеша Попович находчив и смел. Вооружен он легко: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая». Весельчак и балагур, он что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри Древней Руси.
 
Задание.
Спишите текст, разделив его на абзацы.
 

В. М. Васнецов «Богатыри»   	Много лет своей творческой жизни отдал Васнецов работе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть