Презентация, доклад на тему Заключительный урок по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник

Содержание

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов.Светает. Горы снеговыеНа небосклоне голубомЗубцы подъемлют золотые;Слилися с утренним лучомКрая волнистого тумана,И на верху горы ШайтанаОгонь, стыдясь перед зарей,Бледнеет…Как я любил, Кавказ мой величавый,Твоих сынов воинственные нравы,Твоих

Слайд 1Скачано с сайта www.uroki.net

Скачано с сайта www.uroki.net

Слайд 5С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов.
Светает. Горы

снеговые
На небосклоне голубом
Зубцы подъемлют золотые;
Слилися с утренним лучом
Края волнистого тумана,
И на верху горы Шайтана
Огонь, стыдясь перед зарей,
Бледнеет…
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов.Светает. Горы снеговыеНа небосклоне голубомЗубцы подъемлют золотые;Слилися с

Слайд 6«Самое важное дело- ближнему добро сделать, потому что только для этого

послан человек в жизнь»
«Самое важное дело- ближнему добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь»

Слайд 7Кавказский пленник
Поездка домой
Пленение
Письма о выкупе
Жизнь в плену
Попытка побега
Побег

Кавказский пленникПоездка домойПленениеПисьма о выкупеЖизнь в пленуПопытка побегаПобег

Слайд 8Поездка домой(отправляются в сопровождении конвоя)

Поездка домой(отправляются в сопровождении конвоя)

Слайд 9Решают ехать одни

Решают ехать одни

Слайд 10Попадают в плен(почему?)

Попадают в плен(почему?)

Слайд 11 Поведение в плену КОСТЫЛИН : Сразу написал домой письмо с просьбой прислать

выкуп-5 тысяч, не задумываясь , где родители возьмут денег. Спал, ждал выкуп, стонал и охал
Поведение в плену КОСТЫЛИН : Сразу написал домой письмо с просьбой прислать выкуп-5 тысяч, не задумываясь

Слайд 12Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдет. Почему он

именно так поступил? Только потому что он был из бедной семьи? Чем Жилин завоевал расположение к себе татар? Почему Жилин не бросил товарища в беде? Найдите отрывок, доказывающий благородство Жилина Наблюдал за поведением горцев
Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдет. Почему он именно так поступил? Только потому что

Слайд 13Приучал собаку к себе

Приучал собаку к себе

Слайд 14Чем Жилин завоевал расположение татар к себе? Мастерил что-нибудь, делал игрушки

для детей

« С тех пор пошла про Жилина
слава, что он мастер. Стали к нему
из дальних деревень приезжать:
кто замок починить принесёт, кто
часы».

Чем Жилин завоевал расположение татар к себе?  Мастерил что-нибудь, делал игрушки для детей « С тех

Слайд 15Тренировался ходить с колодкой

Тренировался ходить с колодкой

Слайд 16Обдумывал план побега

Обдумывал план побега

Слайд 17Осматривал местность
«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой,

садики кругом… Стал Жилин вглядываться – маячит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Осматривал местность«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться –

Слайд 18Делал подкоп

Делал подкоп

Слайд 19«говорящие» фамилия героев
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила - сухожилие,

прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
Костыль - палка для хромых, безногих.
Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев?Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный -

Слайд 20Сравнительная характеристика героев.

Сравнительная характеристика героев.

Слайд 21Почему Жилин не бросил товарища в беде? Найдите отрывок, доказывающий благородство

Жилина.
Почему Жилин не бросил товарища в беде? Найдите отрывок, доказывающий благородство Жилина.

Слайд 22Сравнительная характеристика героев.

Сравнительная характеристика героев.

Слайд 23Сравнительная характеристика героев.

Сравнительная характеристика героев.

Слайд 24Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению поведения

и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является противопоставлением герою.
Почему же все-таки побег не удался?Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что

Слайд 25Дина
Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
Чем вызвала Дина симпатию у

Жилина и у вас, читателей?
Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?
Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной?Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей?Применима ли

Слайд 26

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает вверх. Звезды

видны, месяц еще не всходил.
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».

Спасительница

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всепоглядывает вверх. Звезды видны, месяц еще не всходил. Вдруг

Слайд 27

Жилин
Костылин




Мать
Дина
Мать
Татары
забота
помощь
уважение
обращается
за помощью
любит
не тревожит
любовь, забота
доброта
не принимает

ЖилинКостылинМатьДинаМатьТатарызаботапомощьуважениеобращаетсяза помощьюлюбитне тревожитлюбовь, заботадобротане принимает

Слайд 28

Не зря у черноватого татарина, хозяина пленников, имя Мурат (желанная цель,

желанное намерение). У него другое отношение к пленным, к Жилину «да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал».
Вывод: люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения.
Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме- отомстить) Причём, Толстой не выделяет ,кто прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар. В это время в силу вступают новые законы: взятый в плен русский - это товар. И слова Абдул-Мурата о любви к ближнему звучат по-другому: «Он велит тебя убить; да мне нельзя убить,— я за тебя деньги заплатил».
Отношение к пленникам меняется после побега.
 Почему Жилин не бросил товарища в беде? Найдите отрывок, доказывающий благородство Жилина.
Не зря у черноватого татарина, хозяина пленников, имя Мурат (желанная цель, желанное намерение). У него другое отношение

Слайд 29 Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Нормы,

правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Слайд 30Положительные и отрицательные качества человека
Добро
Любовь
Трудолюбие
Дружба
Честность
Смелость
Мир
Милосердие

Зло
Ненависть
Лень
Предательство
Трусость
Война
Эгоизм
Ложь 
 


Положительные и отрицательные качества человекаДоброЛюбовьТрудолюбиеДружбаЧестностьСмелостьМирМилосердиеЗлоНенавистьЛеньПредательствоТрусостьВойнаЭгоизмЛожь  

Слайд 31Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
добрый (думает о матери);
надеется на

себя;

деятельный человек;

сумел прижиться в ауле;

работящий, не может сидеть без дела;

всем помогает, даже своим врагам;

великодушный, простил Костылина.

ЖИЛИН

КОСТЫЛИН

слабый человек, на себя
не надеется;

способен на предательство;

раскис, упал духом;

не принимает других людей.

ДИНА

добрая, стремится помогать людям;

способна на самопожертвование.

ТАТАРЫ

работящие;

способны понять и
оценить хорошего человека

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в

Слайд 32-Птица сильна крыльями, а человек дружбой. -Крепкую дружбу и водой не разольёшь. -Настоящий

друг познаётся в беде. -Нет друга, так ищи, а нашёл — береги. -В настоящей дружбе так — сам пропадай, а друга из беды выручай. -Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. -Человек без друга — что дерево без корней.

-Дружбу водить — так себя не щадить. -Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга. -Верному другу цены нет. -Без беды друга не узнаешь. -Без друга в жизни туго. -Старый друг лучше новых двух.  -В согласном стаде волк не страшен. -Берись дружно — не будет грузно.
-Человек без друзей, что птица без крыльев.

-Птица сильна крыльями, а человек дружбой. -Крепкую дружбу и водой не разольёшь. -Настоящий друг познаётся в беде.

Слайд 33Кроссворд
1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая,
лет тринадцати. Глаза

чёрные, светлые и лицом красивая».
(Дина)
2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное
произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или
нескольких эпизодов».
(Рассказ)
3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.
(А. С. Пушкин)
4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в
произведении».
(Сюжет)
5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в
учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей.
Как назывался этот учебник?
(Азбука)
6. Татарин, купивший Жилина и Костылин - отец Дины.
(Абдула)


Кроссворд1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая,лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».

Слайд 35главная идея рассказа
Научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах

и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными. В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина
главная идея рассказа Научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть

Слайд 36ВЫВОД
- Надо быть добрым и никому не делать зла
- Надо

жить в согласии
-Творить добрые дела для других людей
- Даже люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются дружеские отношения.

ВЫВОД- Надо быть добрым и никому не делать зла - Надо жить в согласии-Творить добрые дела для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть