Презентация, доклад на тему Заимствованные слова по русскому языку

Содержание

ЦЕЛЬ УРОКА:- Продолжить знакомство с лексическим составом русского языка; - дать представление о заимствованной лексике и её использовании в речи.

Слайд 1ТЕМА УРОКА:
ЗАИМСТВОВАННЫЕ
СЛОВА

ТЕМА УРОКА:ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА:
- Продолжить знакомство с лексическим составом русского языка;
- дать

представление о заимствованной лексике и её использовании в речи.
ЦЕЛЬ УРОКА:- Продолжить знакомство с лексическим составом русского языка; - дать представление о 	заимствованной лексике и её

Слайд 3Задачи:
Выяснить отличительные признаки заимствованных слов (особенности ударения, фонетические приметы) ;
Совершенствовать умения

учащихся работать со словарём иностранных слов;
Обогащать словарный запас;
Развивать речи учащихся.

Задачи:Выяснить отличительные		 	признаки заимствованных слов (особенности ударения, фонетические приметы) ;Совершенствовать умения 			учащихся работать со словарём иностранных слов;Обогащать

Слайд 4Оборудование:
Словарь иностранных слов

Оборудование:Словарь иностранных слов

Слайд 5Ход урока:
Какое бы ни было слово, своё или чужое, лишь бы

выражало заключённую в нём мысль, - если чужое лучше выражает её, чем своё, давайте чужое, а своё несите в кладовую старого хлама.
В.Г. Белинский
Ход урока:Какое бы ни было слово, своё или чужое, лишь бы выражало заключённую в нём мысль, -

Слайд 6Игра – соревнование: «Кто больше…»
1) Неологизмы 20 – 30 годов;
2) Неологизмы

60 – 70 годов;
3) Неологизмы80 – 90 годов;
4) Неологизмы начала ХХΙ века;
5) Авторские неологизмы.
Игра – соревнование: «Кто больше…»1) Неологизмы 20 – 30 годов;2) Неологизмы 60 – 70 годов;3) Неологизмы80 –

Слайд 7ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ: ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ:    ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

Слайд 8Сравните тексты:
После дождя.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу: В

чашечках листьев, на каждой травинке
По огоньку, по серебринке.
А. Яшин
Сравните тексты:После дождя.Дождь прошуршал по широкому лугу.Даже цветы удивились друг другу:	В чашечках листьев, на каждой травинкеПо огоньку,

Слайд 9Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали

в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, закрывали электричество. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли начал постепенно меняться.

Что общего в этих текстах?

Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи,

Слайд 11Авеню? Жалюзи?

Авеню? Жалюзи?

Слайд 12БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ МАТЕРИАЛУ.
ИСКОННО РУССКАЯ ЛЕКСИКА
ЗАИМСТВО-
ВАННАЯ ЛЕКСИКА
СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА

БЕСЕДА  ПО ПРОЧИТАННОМУ МАТЕРИАЛУ.ИСКОННО РУССКАЯ ЛЕКСИКАЗАИМСТВО-  ВАННАЯ ЛЕКСИКАСЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА

Слайд 13ПОЧЕМУ В ЯЗЫК ПРОНИКАЮТ ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА?

ПОЧЕМУ В ЯЗЫК ПРОНИКАЮТ ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА?

Слайд 15ЭТО ИНТЕРЕСНО! Почему в русский язык проникают иностранные слова? Причины этого явления

бывают внеязыковые и языковые. Внеязыковые причины коренятся в социально – исторических условиях, при которых разносторонние связи между народами неизбежно и естественно вызывают взаимопроникновение языков. Одна из языковых причин – стремление устранить многозначность слова или уточнить его значение.

Например, слово конец обозначает «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдалёнными точками и т.д.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Почему в русский язык проникают иностранные слова? Причины этого явления бывают внеязыковые и языковые. Внеязыковые

Слайд 16Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш

(заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского – финал (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого – эпилог (заключительная часть литературного произведения). Другая, также языковая, причина заимствования слов – стремление заменить длинное наименование одним словом: положение тела – поза (франц.), меткий стрелок – снайпер (англ.), движение рукой, сопровождающее или заменяющее какое-либо высказывание, - жест (франц.), насыпь для ограждения местности от затопления – дамба (голландск.).


Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского

Слайд 17
Определите происхождение предметов. Составьте с этими словами краткие рассказы.

Определите происхождение предметов. Составьте с этими словами краткие рассказы.

Слайд 18

СУНДУК


БАРАБАН
БАШМАК

СУНДУКБАРАБАНБАШМАК

Слайд 20РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
КАК МОЖНО ОТЛИЧИТЬ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА ОТ ИСКОННО РУССКИХ?
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.ПРОЧИТАЙТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. КАК МОЖНО ОТЛИЧИТЬ ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА ОТ ИСКОННО РУССКИХ?

Слайд 21Это интересно!
ВСЕ СЛОВА, ИМЕЮЩИЕ В СВОЁМ СОСТАВЕ БУКВУ ф, - ЗАИМСТВОВАННЫЕ:

БУФЕТ, ТУФЛИ, ФЕЙЕРВЕРК.
2) ВСЕ СЛОВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ НА БУКВУ Ю, - ЗАИМСТВОВАННЫЕ: ЮГ (СТАРОСЛ.)- УЖИН (РУССК.)
3) ВСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НА -ИЯ – ЗАИМСТВОВАННЫЕ: АРМИЯ
4) ПОЧТИ ВСЕ СЛОВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ НА БУКВУ Э, - ЗАИМСТВОВАННЫЕ: ЭПИЛОГ, ЭВКАЛИПТ, ЭСКИМО.
5) Почти все слова, начинающиеся на букву а, - заимствованные: агнец (старосл.) – ягнёнок (русск.)6
6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, - заимствованные: терраса, туннель, профессия.
7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, - заимствованные: поэт, маэстро, 8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, - заимствованные: барабан
9) Слова с неполногласными сочетаниями в корне: - ра -, - ле -, - ре -, -ла - - заимствованы из старославянского языка: врата – ворота, платок – полотенце, млеко – молоко.
Это интересно!ВСЕ СЛОВА, ИМЕЮЩИЕ В СВОЁМ СОСТАВЕ БУКВУ ф, - ЗАИМСТВОВАННЫЕ: БУФЕТ, ТУФЛИ, ФЕЙЕРВЕРК.2) ВСЕ СЛОВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ

Слайд 22Контрольный тест
Хоккей
Торт
Кличка
Музей
Закон
1 вариант:
назвать заимствованные слова
Лекарь
Флот
Ерунда
Орден
Лентяй
2 вариант: назвать русские слова

Контрольный тестХоккей	Торт	Кличка	Музей	Закон	1 вариант: назвать заимствованные словаЛекарьФлотЕрундаОрденЛентяй 2 вариант: назвать русские слова

Слайд 23ОТВЕТЫ:
1 вариант:1, 2, 4, 7, 10
2 вариант: 3, 5, 6. 8,

9
ОТВЕТЫ:1 вариант:1, 2, 4, 7, 102 вариант: 3, 5, 6. 8, 9

Слайд 24Редактирование предложений. Работа над культурой речи. Замените выделенные слова одним иностранным, равным

по значению выделенным словам:

1)Незабываемая картина – торжественный смотр физкультурников на Красной площади.
2) « Мама связала тёплую фуфайку с высоким воротом.
3)В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Редактирование предложений. Работа над культурой речи. Замените выделенные слова одним иностранным, равным по значению выделенным словам:1)Незабываемая картина

Слайд 25Задание наоборот. Замените слова иностранного происхождения русскими:
1)На грядках сорняки доминировали над

редиской.
2)Инженер предложил ликвидировать дефекты в конструкции комбайна.
3)Дома, за вечерним чаем, мы достигли консенсуса в покупке телевизора.

Всегда ли уместно употребление заимствованных слов?

Задание наоборот. Замените слова иностранного происхождения русскими:	1)На грядках сорняки доминировали над редиской.		2)Инженер предложил ликвидировать дефекты в конструкции

Слайд 26Подумай и ответь. По вертикали впишите в пустые клетки исконно русские

слова.

1. Имя, прозвище животного. 2. Разговор. 3. обязательное правило, установленное верховной властью какого-либо государства.4. Опять, снова. 5. Антоним слова начало. 6. Ленивец, лодырь. 7. Размолвка, взаимная перебранка. 8. Очень скупой человек. 9. Чепуха, вздор, пустяк. 10. Хвойное дерево. 11. Необутый. 12. Врач. 13. Три сотни. 14. Узкая и глубокая впадина
между горами.

Подумай и ответь. По вертикали впишите в пустые клетки исконно русские слова.1. Имя, прозвище животного. 2. Разговор.

Слайд 27ΙV. Самостоятельная работа по изученному материалу. Вставьте пропущенные буквы. Найдите заимствованные

слова. (Дополнительное задание: определите их происхождение).

СПИШИТЕ ТЕКСТ, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. УКАЖИТЕ ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА.

ΙV. Самостоятельная работа по изученному материалу. Вставьте пропущенные буквы. Найдите заимствованные слова. (Дополнительное задание: определите их происхождение).

Слайд 28(Дополнительное задание: определите их происхождение).
Излюбленный жанр мультипликац…и – ска…ка. Это

может быть экранизац..я народной ска…ки. Но ска…ка может быть современной, спец…ально написанной для мультипликац…онного кино, например для фильмов «Крокодил Гена» и «Чебурашка» Р.А. Качанова. Сказоч…ность почти всегда связана с нашей жизнью. Сказочная мул…типликация развлекает, но одновременно и п…учает, вспомним в этой связи т…левизионную серию о коте Леопольде режиссёра А. Резникова.
(Дополнительное задание: определите их происхождение). Излюбленный жанр мультипликац…и – ска…ка. Это может быть экранизац..я народной ска…ки. Но

Слайд 29Кот Леопольд
Чебурашка и Гена Крокодил

Кот ЛеопольдЧебурашка и Гена Крокодил

Слайд 30Снегурочка

Снегурочка

Слайд 31ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Составить этимологическую страничку слов: телефакс, телетайп,

спонсор, компьютер § 65 .


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Составить этимологическую страничку слов: телефакс, телетайп, спонсор, компьютер § 65 .

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть