Слайд 1Задания к урокам
Русский язык
ЗАДАНИЯ К УРОКАМ
Слайд 4Слово «около» – предлог. Образовалось оно путём присоединения предлога о к
форме винительного падежа единственного числа существительного «куло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».
Слайд 5От устаревшего слова «куло» образовалось немало других слов: колесо, кольца, колея,
окулыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.
Слайд 6фразеологизмы
Ходить вокруг да около, крутиться
как белка в колесе, вставлять палки в колёса.
Слайд 10Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьезных котов и щенков беззаботных,
Кто может
любить и осла, и козла,
Тот людям вовеки не сделает зла.
Р. Сеф
Слайд 11Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец!
Ух какой
я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол.
Ну-ка лист переверну
И опять творить начну!
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Т. Рик
поднялись издалека
Грядою длинной облака.
(И. Никитин.)
Издалека
___________________
Слайд 17ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ В ЛЕСУ
Природа ждала дождя. Каждой травинке, листику, хвоинке хотелось
быстрее поймать первую каплю дождя.
Я медленно шёл по тропинке. Она вывела меня к опушке леса. Я увидел необыкновенную ёлку. Нижние веточки пригнулись к земле. Они выпустили корешки и прицепились к земле. Под ёлкой получился шалаш.
Пошёл дождь. Я спрятался в шалаше. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточкой устроился зяблик. Пробежал ёж. Дождь шёл тихо. Мне казалось, что он что-то шепчет ёлке.
(По М. Пришвину.)
Слайд 19таблица окончаний родительного, дательного, предложного падежей существительных 1-го–3-го склонения.
Слайд 20Слова сегодня, сейчас, теперь не изменяются.
На какой вопрос они отвечают?
Что обозначают?
Слайд 21На какой вопрос они отвечают? (Когда?)
Что обозначают? (Когда происходит действие.)
Эти
слова называются наречия. С некоторыми из них мы познакомимся в течение года. Много наречий в нашем словарике.
Слайд 22Этимология слов «сегодня», «сейчас».
– Слово «сегодня» образовалось путём слияния двух слов:
«сего», что означало «этого», и слова «дня».
Слово «сейчас» тоже образовалось в результате слияния двух слов в одно: «сей» (что значит «этот») и «час» (в значении «время»). А всё слово «сейчас» имеет значение «в это же время, в этот же час».
Слайд 23Толкование слов по словарю Ожегова
ушат, корыто, лохань, ванна
Ушат – небольшая
кадка с ушами.
Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из оцинкованного железа для стирки белья и для других домашних надобностей.
Лохань – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, для помоев и т.п.
Ванна – большой продолговатый сосуд для купания, мытья.
Слайд 24вдруг двигатель довод водопровод
правда
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Слайд 25Отгадайте загадку.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он
дням ведёт
Слайд 26– Что такое календарь? Какие бывают календари?
– Что можно узнать при
помощи календаря?
Слайд 27Знакомство с этимологией слова «календарь».
– Это слово пришло в русский язык
в конце XVII века из Древнего Рима, где календарём называли книги, в которые кредиторы (люди, дающие деньги в долг) записывали проценты, а первые дни месяца назывались «календы». В эти дни должники платили проценты. Позднее в календарях стали указывать числа, дни недели, месяцы, праздники, дни рождения императора; включали заметки об исторических событиях.
Слайд 28Запись однокоренных слов к слову календарь по схемам:
Слайд 29Разбор по составу: кормушку, приходили.
Звукобуквенный разбор слова ребята
Разбор предложения по членам:
Об
этом ребята узнавали по следам.
Слайд 30Разбор по составу:
Об этом ребята узнавали по следам.
___________
Слайд 31
ре-бя-та
р – [р’] согл., мягк., звонк., непар.
е – [и] гласн., безуд.
б
– [б’] согл., мягк., звонк., парн.
я – [а] гласн., ударн.
т – [т] согл., тверд., глух., парн.
а – [а] гласн., безуд.
6 б., 6 зв.
Слайд 32Записать словосочетания, указать падеж существительных. Вставить пропущенные буквы.
Нав_стил отца, позвал уч_ника,
г_стил у деда, см_трел фильм про слона, п_дарок друга, поймал в_р_б_я, приг_товил для учит_ля, нашёл к_тёнка, вернулся от брата, м_шина без в_дителя.
Слайд 33Списать текст, исправить ошибки. Определить падежи имён существительных.
В поли, на агороди
поивились проталины. Вовраги бигут ручи. Высоко над полим литит небольшая птичька. Это жаворонок.
С бирёске подаёт голас скварец. Он посилился в радном скваречьники. Важно шагает в агороди по грятки грачь.
Слайд 34Списать предложения. Вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных.
На чужой
сторонушк_ ра_ св_ей в_ронушк_. (Не) суди об арбуз_ по корк_, а о человек_ по плат_ю. Не в сил_ сила, а в правд_. Кошка на печ_к_, пес на крылеч_к_. По нитк_ и до клубка доходят.
Слайд 35Поставить данные существительные в форме творительного падежа, используя необходимые предлоги.
Записать слова,
выделить окончания.
Отец, учитель, бабушка, деревня, дом, напильник, город, машина, речка, крыша, забор.
Слайд 36Плыли по Волг_, стоит на якор_, бегали по луж_, лежит в
сара_, сидели у палатк_, в солдатской шинел_, насыпали по горст_, звон от капел_, пятно на обложк_, взял с тарелк_, в прозрачном стакан_, стояли на палуб_
Упражнение в правописании безударных окончаний существительных трёх склонений.
Слайд 37Разбор слов:
Осветило2
вырубке2
солнышко3
вырубку1
Слайд 38 солнышко3 – существительное (что?)
а) Н. ф. – солнышко.
б) С. р.,
2-е скл.
в) В и. п., ед. ч.
г) Подлежащее.
Слайд 39Вырубку – [вырупку] – 3 слога
в – [в] согл., звон., тверд.,
парн.
ы – [ы] гласн., ударн.
р – [р] согл., звон., тверд., непарн.
у – [у] глас., безударн.
б – [п] согл., глух., тверд., парн.
к – [к] согл., глух., твер., парн.
у – [у] гласн., безударн.
____________________
7 б., 7 зв.
Слайд 42Утренний приём пищи. (Завтрак.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Космический летательный аппарат.
(Ракета.)
4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)
5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)
6. Дорожка в парке. (Аллея.)
– Какое слово получилось? (Вокзал.)
Слайд 43Знакомство с этимологией слова «вокзал».
– Слово это появилось в XVII в.
в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). Когда была построена железная дорога Петербург – Павловск, то в этом здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России.
Слайд 44Хлопушки, конфеты,
Сосульки,
Шары золотистого цвета.
Подарки,
Мерцанье цветных огоньков,
Звёзды, снежинки,
Гирлянды флажков;
Песни и пляски,
И смех
без умолка.
Что это будет,
По-вашему? ...
Слайд 45Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.
И. -ы,
-и, -а, -я
Р. -ов, -ев, -ей,
Д. -ам, -ям
В. -ы, -и, -а, -я
-ов, -ев, -ей
Т. -ами, - ями
П. -ах, -ях
Слайд 46с с с с с с
сн сл су см
снег
Подберите однокоренные
слова к снегу.
Разобрать слова по составу.
Подберите к существительному снежинки прилагательные и составьте устно словосочетания.
Слайд 47Восстановите деформированное предложение
снежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе.
Разберите
предложение по членам предложения
В каком числе стоит существительное снежинки
Слайд 48Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа, определите
род, выделите окончания
1 ряд 2 ряд 3 ряд
снег метель облако
месяц ночь дерево
снегирь экскурсия поле
Валенки трава яблоко
Слайд 50Карточка 1.
Т.кла, извивалась, бл.стела
Р.ка меж з.лёных лугов,
А стала недвижной и
белой,
Чуть-чуть г.лубее сн.гов.
Карточка 2.
Напишите пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Пришёл без учебник..., салат из огурц..., компот из яблок..., капает с крыш..., нет очеред..., несколько месяц..., рагу из овощ..., варенье из груш..., среди пол....
Слайд 51Пухлая белая туча……….со всех сторон горизонт . ……….ветер утих. Снег……….начал опускаться
на землю. ……….смотреть на ……….в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снег становился гуще и сильнее. Я с……….ходил по дорожкам сада. Снежный поток не утихал.
Слова для справок:
Заволокла, затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно, весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, с наслаждением.
Слайд 52Диктант с использованием сигнальных карточек.
Пришёл без подарков, поехал к друзьям, с
грязными руками, читали газеты, вспоминали о каникулах, летели над полями, салат из огурцов, обед без овощей, гордимся героями, встреча с директорами.
Слайд 53Килограмм, километр, восемь.
Этимология слов «килограмм», «километр».
– Эти слова сложные, состоят из
двух частей. Первой частью этих слов является греческое слово «кило», что означает «тысяча». Вторая часть слов вам понятна. Килограмм – единица массы, равная 1000 граммов, а километр – единица длины, равная 1000 метров.
Слайд 54 Письмо по памяти
В деревушке
семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек.
Семь дымков, семь щенков.
Семь драчливых петухов.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
(А. Стройло.)
Слайд 551) Запись слов в тетрадь.
2) Составление словосочетаний и предложений с данными
словами (устно).
Слайд 56ДАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
зв вз ззвв
ввзз
звук звучание звонок извлечь
На поливных огородах вырос богатый урожай (огурец, помидор). С юга везут много вкусных (апельсин, мандарин), сладких (яблоко, груша). Мама в магазине купила пару (ботинки, сапоги, чулки, носки). Как много в небе (облако)!
Списать предложения, поставив существительное в форме родительного падежа множественного числа.
Слайд 57Просклонять существительные пустыни, города, облака.
Слайд 58Как вы считаете: зависит окончание существительных во множественном числе в дательном,
творительном и предложном падежах от рода в начальной форме?
Слайд 59Предупредительный диктант.
На траве алмазами сверкали крупные капли росы. Весь день в
лесу слышны голоса птиц. Полями, перелесками, лугами бродит молодой ветер4. Среди густых ветвей скачут юркие белочки. Птицы хлопочут около своих гнезд. Лес наполняется песнями птиц и другими звуками.
Слайд 60Имя прилагательное
Отгадывание загадок.
Длинноклювый, длиннокрылый, Маленькие зверьки,
Белый с черною каймой, Серенькие шубки,
Встал на крыше
он высокой, Черненькие глазки,
Возвратясь к себе домой. Остренькие зубки.
Слайд 61Длинноклювый, длиннокрылый, Маленькие зверьки,
Белый с черною каймой, Серенькие шубки,
Встал на крыше он высокой, Черненькие
глазки,
Возвратясь к себе домой. Остренькие зубки.
(Аист.) (Мыши.)
Была зелёной, маленькой, Сам алый, сахарный,
Потом я стала аленькой, Кафтан зелёный, бархатный.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Слайд 62Была зелёной, маленькой, Сам алый, сахарный,
Потом я
стала аленькой, Кафтан зелёный, бархатный.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Арбуз.)
(Вишня.)
– Что помогло быстро отгадать загадки?
– Какие слова помогли? Что они обозначают?
– На какие отвечают вопросы?
– Как называется часть речи, к которой относятся эти слова?
– Попробуйте сами определить тему сегодняшнего урока.
Слайд 64Из каждой пары словосочетаний, прочитанных мною, вам нужно выбрать и записать
то, где прилагательное употреблено в переносном значении.
Острый нож – острое слово, светлая вода – светлая мысль, прозрачный воздух – прозрачный намёк, сладкая речь – сладкая ягода, золотое сердце – золотое кольцо, живая беседа – живые цветы, круглый столик – круглая дата.
– В записанных словосочетаниях выделите окончания имён прилагательных, укажите их род.
Слайд 651. Синоним к слову «люди».
2. Главный город нашей страны.
3.
Родная земля.
4. Главный город любого государства.
5. Название нашего языка.
6. Название нашего государства.
– Что объединяет слова в этом кроссворде?
Слайд 661. Синоним к слову «люди». (Народ.)
2. Главный город нашей страны. (Москва.)
3.
Родная земля. (Родина.)
4. Главный город любого государства. (Столица.)
5. Название нашего языка. (Русский.)
6. Название нашего государства. (Россия.)
– Что объединяет слова в этом кроссворде? (Слово правительство.)
Слайд 67однокоренные слова к слову правительство
Править, правитель, управлять, правительственный.
В словаре С. И. Ожегова: «Правительство –
высший исполнительный орган государственной власти в стране».
Слайд 68Задание: списать предложения, вставить окончания прилагательных, указать родительный падеж имен прилагательных.