Презентация, доклад на тему Задания к урокам Русский язык

Содержание

Слово «около» – предлог. Образовалось оно путём присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного «куло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».

Слайд 1Задания к урокам
Русский язык
ЗАДАНИЯ К УРОКАМ

Задания к урокамРусский языкЗАДАНИЯ К УРОКАМ

Слайд 4Слово «около» – предлог. Образовалось оно путём присоединения предлога о к

форме винительного падежа единственного числа существительного «куло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».
Слово «около» – предлог. Образовалось оно путём присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного

Слайд 5От устаревшего слова «куло» образовалось немало других слов: колесо, кольца, колея,

окулыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.
От устаревшего слова «куло» образовалось немало других слов: колесо, кольца, колея, окулыш. Теперь вы знаете, почему в

Слайд 6фразеологизмы

Ходить вокруг да около, крутиться

как белка в колесе, вставлять палки в колёса.

фразеологизмы     Ходить вокруг да около, крутиться как белка в колесе, вставлять палки в

Слайд 10Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьезных котов и щенков беззаботных,
Кто может

любить и осла, и козла,
Тот людям вовеки не сделает зла.
Р. Сеф
Кто любит собакИли прочих животных –Серьезных котов и щенков беззаботных,Кто может любить и осла, и козла,Тот людям

Слайд 11Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец!
Ух какой

я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол.
Ну-ка лист переверну
И опять творить начну!
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Т. Рик

Карандаш, бумагу взялИ пейзаж нарисовал.Я – художник! Я – творец!Ух какой я молодец!Перед замком куст цветет,Под корягой

Слайд 13

Вот

поднялись издалека
Грядою длинной облака.
(И. Никитин.)

Издалека ___________________

Вот поднялись издалека		Грядою длинной облака.

Слайд 16Шестнадцать

Шестнадцать

Слайд 17ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ В ЛЕСУ
Природа ждала дождя. Каждой травинке, листику, хвоинке хотелось

быстрее поймать первую каплю дождя.
Я медленно шёл по тропинке. Она вывела меня к опушке леса. Я увидел необыкновенную ёлку. Нижние веточки пригнулись к земле. Они выпустили корешки и прицепились к земле. Под ёлкой получился шалаш.
Пошёл дождь. Я спрятался в шалаше. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточкой устроился зяблик. Пробежал ёж. Дождь шёл тихо. Мне казалось, что он что-то шепчет ёлке.
(По М. Пришвину.)
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ В ЛЕСУПрирода ждала дождя. Каждой травинке, листику, хвоинке хотелось быстрее поймать первую каплю дождя.Я медленно

Слайд 18Каллиграфическая минутка

Каллиграфическая минутка

Слайд 19таблица окончаний родительного, дательного, предложного падежей существительных 1-го–3-го склонения.

таблица окончаний родительного, дательного, предложного падежей существительных 1-го–3-го склонения.

Слайд 20Слова сегодня, сейчас, теперь не изменяются.

На какой вопрос они отвечают?



Что обозначают?
Слова сегодня, сейчас, теперь не изменяются. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

Слайд 21На какой вопрос они отвечают? (Когда?)
Что обозначают? (Когда происходит действие.)
Эти

слова называются наречия. С некоторыми из них мы познакомимся в течение года. Много наречий в нашем словарике.
На какой вопрос они отвечают? (Когда?) Что обозначают? (Когда происходит действие.)Эти слова называются наречия. С некоторыми из

Слайд 22Этимология слов «сегодня», «сейчас».

– Слово «сегодня» образовалось путём слияния двух слов:

«сего», что означало «этого», и слова «дня».
Слово «сейчас» тоже образовалось в результате слияния двух слов в одно: «сей» (что значит «этот») и «час» (в значении «время»). А всё слово «сейчас» имеет значение «в это же время, в этот же час».
Этимология слов «сегодня», «сейчас».– Слово «сегодня» образовалось путём слияния двух слов: «сего», что означало «этого», и слова

Слайд 23Толкование слов по словарю Ожегова
ушат, корыто, лохань, ванна
Ушат – небольшая

кадка с ушами.
Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из оцинкованного железа для стирки белья и для других домашних надобностей.
Лохань – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, для помоев и т.п.
Ванна – большой продолговатый сосуд для купания, мытья.
Толкование слов по словарю Ожегова ушат, корыто, лохань, ваннаУшат – небольшая кадка с ушами.Корыто – продолговатый сосуд

Слайд 24вдруг двигатель довод водопровод

правда

Правда в воде не тонет, в огне не горит.
вдруг  двигатель   довод    водопровод   правдаПравда в воде не тонет,

Слайд 25Отгадайте загадку.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он

дням ведёт
Отгадайте загадку.		Есть в квартире молодец,		Математик и мудрец.		Постоянно, круглый год		Точный счёт он дням ведёт

Слайд 26– Что такое календарь? Какие бывают календари?
– Что можно узнать при

помощи календаря?
– Что такое календарь? Какие бывают календари?– Что можно узнать при помощи календаря?

Слайд 27Знакомство с этимологией слова «календарь».
– Это слово пришло в русский язык

в конце XVII века из Древнего Рима, где календарём называли книги, в которые кредиторы (люди, дающие деньги в долг) записывали проценты, а первые дни месяца назывались «календы». В эти дни должники платили проценты. Позднее в календарях стали указывать числа, дни недели, месяцы, праздники, дни рождения императора; включали заметки об исторических событиях.
Знакомство с этимологией слова «календарь».– Это слово пришло в русский язык в конце XVII века из Древнего

Слайд 28Запись однокоренных слов к слову календарь по схемам:

Запись однокоренных слов к слову календарь по схемам:

Слайд 29Разбор по составу: кормушку, приходили. Звукобуквенный разбор слова ребята Разбор предложения по членам: Об

этом ребята узнавали по следам.
Разбор по составу: кормушку, приходили.  Звукобуквенный разбор слова ребята  Разбор предложения по членам: Об этом

Слайд 30Разбор по составу:
Об этом ребята узнавали по следам.

___________
Разбор по составу:Об этом ребята узнавали по следам.

Слайд 31 ре-бя-та р – [р’] согл., мягк., звонк., непар. е – [и] гласн., безуд. б

– [б’] согл., мягк., звонк., парн. я – [а] гласн., ударн. т – [т] согл., тверд., глух., парн. а – [а] гласн., безуд. 6 б., 6 зв.
ре-бя-та р – [р’] согл., мягк., звонк., непар. е – [и] гласн., безуд. б – [б’]

Слайд 32Записать словосочетания, указать падеж существительных. Вставить пропущенные буквы.
Нав_стил отца, позвал уч_ника,

г_стил у деда, см_трел фильм про слона, п_дарок друга, поймал в_р_б_я, приг_товил для учит_ля, нашёл к_тёнка, вернулся от брата, м_шина без в_дителя.
Записать словосочетания, указать падеж существительных. Вставить пропущенные буквы.Нав_стил отца, позвал уч_ника, г_стил у деда, см_трел фильм про

Слайд 33Списать текст, исправить ошибки. Определить падежи имён существительных.
В поли, на агороди

поивились проталины. Вовраги бигут ручи. Высоко над полим литит небольшая птичька. Это жаворонок.
С бирёске подаёт голас скварец. Он посилился в радном скваречьники. Важно шагает в агороди по грятки грачь.
Списать текст, исправить ошибки. Определить падежи имён существительных.В поли, на агороди поивились проталины. Вовраги бигут ручи. Высоко

Слайд 34Списать предложения. Вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных.
На чужой

сторонушк_ ра_ св_ей в_ронушк_. (Не) суди об арбуз_ по корк_, а о человек_ по плат_ю. Не в сил_ сила, а в правд_. Кошка на печ_к_, пес на крылеч_к_. По нитк_ и до клубка доходят.
Списать предложения. Вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных.На чужой сторонушк_ ра_ св_ей в_ронушк_. (Не) суди

Слайд 35Поставить данные существительные в форме творительного падежа, используя необходимые предлоги.
Записать слова,

выделить окончания.
Отец, учитель, бабушка, деревня, дом, напильник, город, машина, речка, крыша, забор.
Поставить данные существительные в форме творительного падежа, используя необходимые предлоги.Записать слова, выделить окончания.Отец, учитель, бабушка, деревня, дом,

Слайд 36Плыли по Волг_, стоит на якор_, бегали по луж_, лежит в

сара_, сидели у палатк_, в солдатской шинел_, насыпали по горст_, звон от капел_, пятно на обложк_, взял с тарелк_, в прозрачном стакан_, стояли на палуб_

Упражнение в правописании безударных окончаний существительных трёх склонений.

Плыли по Волг_, стоит на якор_, бегали по луж_, лежит в сара_, сидели у палатк_, в солдатской

Слайд 37Разбор слов: Осветило2 вырубке2 солнышко3 вырубку1

Разбор слов:  Осветило2 вырубке2 солнышко3 вырубку1

Слайд 38 солнышко3 – существительное (что?)
а) Н. ф. – солнышко.
б) С. р.,

2-е скл.
в) В и. п., ед. ч.
г) Подлежащее.
солнышко3 – существительное (что?)а) Н. ф. – солнышко.б) С. р., 2-е скл.в) В и. п., ед.

Слайд 39Вырубку – [вырупку] – 3 слога
в – [в] согл., звон., тверд.,

парн.
ы – [ы] гласн., ударн.
р – [р] согл., звон., тверд., непарн.
у – [у] глас., безударн.
б – [п] согл., глух., тверд., парн.
к – [к] согл., глух., твер., парн.
у – [у] гласн., безударн.
____________________

7 б., 7 зв.

Вырубку – [вырупку] – 3 слогав – [в] согл., звон., тверд., парн.ы – [ы] гласн., ударн.р –

Слайд 41Разгадывание кроссворда.

Разгадывание кроссворда.

Слайд 42Утренний приём пищи. (Завтрак.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Космический летательный аппарат.

(Ракета.)
4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)
5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)
6. Дорожка в парке. (Аллея.)
– Какое слово получилось? (Вокзал.)
Утренний приём пищи. (Завтрак.)2. Подземная железная дорога. (Метро.)3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)5.

Слайд 43Знакомство с этимологией слова «вокзал».
– Слово это появилось в XVII в.

в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). Когда была построена железная дорога Петербург – Павловск, то в этом здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России.
Знакомство с этимологией слова «вокзал».– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был

Слайд 44Хлопушки, конфеты,
Сосульки,
Шары золотистого цвета.
Подарки,
Мерцанье цветных огоньков,
Звёзды, снежинки,
Гирлянды флажков;
Песни и пляски,
И смех

без умолка.
Что это будет,
По-вашему? ...
Хлопушки, конфеты,Сосульки,Шары золотистого цвета.Подарки,Мерцанье цветных огоньков,Звёзды, снежинки,Гирлянды флажков;Песни и пляски,И смех без умолка.Что это будет,По-вашему? ...

Слайд 45Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.
И. -ы,

-и, -а, -я
Р. -ов, -ев, -ей,
Д. -ам, -ям
В. -ы, -и, -а, -я
-ов, -ев, -ей
Т. -ами, - ями
П. -ах, -ях

Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе. И.   -ы, -и, -а, -яР.

Слайд 46с с с с с с сн сл су см снег
Подберите однокоренные

слова к снегу.
Разобрать слова по составу.
Подберите к существительному снежинки прилагательные и составьте устно словосочетания.
с с с с с с  сн сл су см снег Подберите однокоренные слова к снегу.Разобрать

Слайд 47Восстановите деформированное предложение
снежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе.
Разберите

предложение по членам предложения
В каком числе стоит существительное снежинки

Восстановите деформированное предложениеснежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе.Разберите предложение по членам предложенияВ каком числе

Слайд 48Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа, определите

род, выделите окончания

1 ряд 2 ряд 3 ряд

снег метель облако
месяц ночь дерево
снегирь экскурсия поле
Валенки трава яблоко

Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа, определите род, выделите окончания 1 ряд

Слайд 50Карточка 1.

Т.кла, извивалась, бл.стела Р.ка меж з.лёных лугов, А стала недвижной и

белой, Чуть-чуть г.лубее сн.гов.

Карточка 2.


Напишите пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Пришёл без учебник..., салат из огурц..., компот из яблок..., капает с крыш..., нет очеред..., несколько месяц..., рагу из овощ..., варенье из груш..., среди пол....

Карточка 1. Т.кла, извивалась, бл.стела Р.ка меж з.лёных лугов, А стала недвижной и белой, Чуть-чуть г.лубее сн.гов.Карточка

Слайд 51Пухлая белая туча……….со всех сторон горизонт . ……….ветер утих. Снег……….начал опускаться

на землю. ……….смотреть на ……….в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снег становился гуще и сильнее. Я с……….ходил по дорожкам сада. Снежный поток не утихал.

Слова для справок:
Заволокла, затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно, весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, с наслаждением.

Пухлая белая туча……….со всех сторон горизонт . ……….ветер утих. Снег……….начал опускаться на землю. ……….смотреть на ……….в воздухе

Слайд 52Диктант с использованием сигнальных карточек.
Пришёл без подарков, поехал к друзьям, с

грязными руками, читали газеты, вспоминали о каникулах, летели над полями, салат из огурцов, обед без овощей, гордимся героями, встреча с директорами.
Диктант с использованием сигнальных карточек.Пришёл без подарков, поехал к друзьям, с грязными руками, читали газеты, вспоминали о

Слайд 53Килограмм, километр, восемь.
Этимология слов «килограмм», «километр».
– Эти слова сложные, состоят из

двух частей. Первой частью этих слов является греческое слово «кило», что означает «тысяча». Вторая часть слов вам понятна. Килограмм – единица массы, равная 1000 граммов, а километр – единица длины, равная 1000 метров.
Килограмм, километр, восемь.Этимология слов «килограмм», «километр».– Эти слова сложные, состоят из двух частей. Первой частью этих слов

Слайд 54 Письмо по памяти

В деревушке

семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек.
Семь дымков, семь щенков.
Семь драчливых петухов.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
(А. Стройло.)
Письмо по памятиВ деревушке семь избушек,	Семь крылечек, семь старушек.	Семь дымков,

Слайд 551) Запись слов в тетрадь.
2) Составление словосочетаний и предложений с данными

словами (устно).
1) Запись слов в тетрадь.2) Составление словосочетаний и предложений с данными словами (устно).

Слайд 56ДАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
зв вз ззвв

ввзз
звук звучание звонок извлечь

На поливных огородах вырос богатый урожай (огурец, помидор). С юга везут много вкусных (апельсин, мандарин), сладких (яблоко, груша). Мама в магазине купила пару (ботинки, сапоги, чулки, носки). Как много в небе (облако)!

Списать предложения, поставив существительное в форме родительного падежа множественного числа.

ДАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,  ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕзв вз ззвв ввзз   звук

Слайд 57Просклонять существительные пустыни, города, облака.

Просклонять существительные пустыни, города, облака.

Слайд 58Как вы считаете: зависит окончание существительных во множественном числе в дательном,

творительном и предложном падежах от рода в начальной форме?
Как вы считаете: зависит окончание существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах от рода

Слайд 59Предупредительный диктант.
На траве алмазами сверкали крупные капли росы. Весь день в

лесу слышны голоса птиц. Полями, перелесками, лугами бродит молодой ветер4. Среди густых ветвей скачут юркие белочки. Птицы хлопочут около своих гнезд. Лес наполняется песнями птиц и другими звуками.
Предупредительный диктант.На траве алмазами сверкали крупные капли росы. Весь день в лесу слышны голоса птиц. Полями, перелесками,

Слайд 60Имя прилагательное
Отгадывание загадок.

Длинноклювый, длиннокрылый, Маленькие зверьки,
Белый с черною каймой, Серенькие шубки,
Встал на крыше

он высокой, Черненькие глазки,
Возвратясь к себе домой. Остренькие зубки.
Имя прилагательноеОтгадывание загадок.Длинноклювый, длиннокрылый,	Маленькие зверьки,Белый с черною каймой,		Серенькие шубки,Встал на крыше он высокой,		Черненькие глазки,Возвратясь к себе домой.		Остренькие

Слайд 61Длинноклювый, длиннокрылый, Маленькие зверьки,
Белый с черною каймой, Серенькие шубки,
Встал на крыше он высокой, Черненькие

глазки,
Возвратясь к себе домой. Остренькие зубки.

(Аист.) (Мыши.)

Была зелёной, маленькой, Сам алый, сахарный,
Потом я стала аленькой, Кафтан зелёный, бархатный.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.

Длинноклювый, длиннокрылый,	Маленькие зверьки,Белый с черною каймой,		Серенькие шубки,Встал на крыше он высокой,		Черненькие глазки,Возвратясь к себе домой.		Остренькие зубки.(Аист.)			(Мыши.)Была зелёной,

Слайд 62Была зелёной, маленькой, Сам алый, сахарный,
Потом я

стала аленькой, Кафтан зелёный, бархатный.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.

(Арбуз.)

(Вишня.)

– Что помогло быстро отгадать загадки?
– Какие слова помогли? Что они обозначают?
– На какие отвечают вопросы?
– Как называется часть речи, к которой относятся эти слова?
– Попробуйте сами определить тему сегодняшнего урока.

Была зелёной, маленькой,	     Сам алый, сахарный,Потом я стала аленькой,

Слайд 64Из каждой пары словосочетаний, прочитанных мною, вам нужно выбрать и записать

то, где прилагательное употреблено в переносном значении.

Острый нож – острое слово, светлая вода – светлая мысль, прозрачный воздух – прозрачный намёк, сладкая речь – сладкая ягода, золотое сердце – золотое кольцо, живая беседа – живые цветы, круглый столик – круглая дата.
– В записанных словосочетаниях выделите окончания имён прилагательных, укажите их род.

Из каждой пары словосочетаний, прочитанных мною, вам нужно выбрать и записать то, где прилагательное употреблено в переносном значении.Острый

Слайд 651. Синоним к слову «люди».
2. Главный город нашей страны.
3.

Родная земля.
4. Главный город любого государства.
5. Название нашего языка.
6. Название нашего государства.
– Что объединяет слова в этом кроссворде?
1. Синоним к слову «люди». 2. Главный город нашей страны. 3. Родная земля. 4. Главный город любого

Слайд 661. Синоним к слову «люди». (Народ.)
2. Главный город нашей страны. (Москва.)
3.

Родная земля. (Родина.)
4. Главный город любого государства. (Столица.)
5. Название нашего языка. (Русский.)
6. Название нашего государства. (Россия.)
– Что объединяет слова в этом кроссворде? (Слово правительство.)
1. Синоним к слову «люди». (Народ.)2. Главный город нашей страны. (Москва.)3. Родная земля. (Родина.)4. Главный город любого

Слайд 67однокоренные слова к слову правительство
Править, правитель, управлять, правительственный.
В словаре С. И. Ожегова: «Правительство –

высший исполнительный орган государственной власти в стране».
однокоренные слова к слову правительствоПравить, правитель, управлять, правительственный.В словаре С. И. Ожегова: «Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в

Слайд 68Задание: списать предложения, вставить окончания прилагательных, указать родительный падеж имен прилагательных.

Задание: списать предложения, вставить окончания прилагательных, указать родительный падеж имен прилагательных.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть