Презентация, доклад на тему Языковая норма, 10 класс

Содержание

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Д.С. Лихачёв

Слайд 1Языковая норма
Подготовила учитель МОУ «СОШ №16» г.Ухты Республики Коми
Кокшарова Людмила Борисовна

Языковая нормаПодготовила учитель МОУ «СОШ №16» г.Ухты Республики КомиКокшарова Людмила Борисовна

Слайд 2Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Д.С. Лихачёв
Социальный долг человека – быть интеллигентным.         Д.С. Лихачёв

Слайд 3Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью,

так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может

Слайд 4Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть

патриотизма, любви к Родине.
Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.

Слайд 5Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира,

своего и чужого.
Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

Слайд 6Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные

силы.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы.

Слайд 7Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их

форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях

Слайд 8Выберите правильный вариант
Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу,

тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Выберите правильный вариантДиректора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,

Слайд 9Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы,

несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов,

Слайд 10 паронимы представить— предоставить.
1. Мне ... квартиру

(дали, выделили). 2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...). 4. ... вам моего друга (знакомлю). 5. Отца ... к ордену (наградили). 6. Все меня ... чудаком (считают, называют). 7. Фильм был ... на фестивале (показан). 8. Актер умел ... пение соловья (копировать). 9. Этот дом ... собой небольшой замок (является).
паронимы представить— предоставить.    1. Мне ... квартиру (дали, выделили).  2. ...

Слайд 11Правильный ответ.
1. Мне предоставили квартиру. 2. Предоставляю вам

самим решать такие вопросы. 3. Нужно срочно представить отчет о работе. 4. Представляю вам моего друга. 5. Отца представили к ордену. 6. Все меня представляют чудаком. 7. Фильм был представлен на фестивале. 8. Актер умел представлять пение соловья. 9. Этот дом представляет собой небольшой замок.

Правильный ответ.    1. Мне предоставили квартиру.  2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.

Слайд 12Укажите ошибки, связанные с предложным
управлением и выбором предлога, исправьте предложения.


1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города. 2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. 3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду
Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.    1. Приехав с

Слайд 13Правильный ответ.
1. Приехав из Москвы… 2. …от самых

истоков…. 3. …из всех районов города. 4. Согласно полицейскому протоколу… 5. …в первый год по приезде
Правильный ответ.    1. Приехав из Москвы…  2. …от самых истоков….  3. …из

Слайд 14 Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1.Уделите внимание на

здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Исправьте ошибки, связанные с управлением.  1.Уделите внимание на здоровье.  2. Все эти

Слайд 15Правильный ответ.
1.Уделить внимание здоровью. 2. Все мероприятия рассчитаны

во благо природы. 3. …внимание рубрике… 4. Абитуриенту, желающему…

Правильный ответ.    1.Уделить внимание здоровью.  2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

Слайд 16Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте

предложения. 1. Как приятно осознавать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался. 6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. 7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.  1. Как приятно осознавать,

Слайд 17Правильный ответ.
1. Придя домой после школы, приятно

осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. 3. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 4. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. 5. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. 6. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. 7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Правильный ответ.     1. Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня

Слайд 18

Лексическое лото. 1. Жаргон а) вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка;
2. Сленг б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь;
3. Историзмы в) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.д.;
4. Архаизмы г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали.
5. Лакуна д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке.


Слайд 191в 2а 3г 4д 5б

1в 2а 3г 4д 5б

Слайд 20 Домашнее задание.


Рассуждение на темы:
«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?» «Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?» «Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»
Домашнее задание. Рассуждение на темы:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть