Слайд 1
МБОУ СОШ 3 г. Азов
«Организация тьюторской
деятельности
в образовательном учреждении»
Выступление на
педагогическом совете.
Учитель русского языка и литературы Матяш Т.П.
Слайд 2 «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой»
преуспевающего общества».
И.И.Брехман
Опираясь на слова великого ученого, можно сделать вывод
Слайд 3
За тьютерской практикой будущее нашей школы.
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все
– от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Петр Калита, академик
российской академии
проблем качества
Слайд 4Предмет тьюторского сопровождения
Любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных
задач в изучении русского языка и литературы
Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.
Слайд 6Назначение тьютора
Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, а
также в осознании собственной уникальности
Помощь обучающемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке ИОП
Обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания
Работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками
Помощь обучающимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;
Развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка.
Слайд 7Предполагаемый результат тьюторского сопровождения
Достижение каждым обучающимся своего собственного образа (личностного,
профессионального и т.д.)
Определение своего пути в образовании, понимание своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее
Слайд 8Модель деятельности тьютора
4. Структура педагогической деятельности(этапы)
Проектировочный
Организационно-деятельностный
Диагностический
Поддерживающий
5. Содержание: описание целей и
последовательности действий на каждом из этапов работы
Слайд 9Способы работы обучающегося:
Рассказ о себе — представление своего «Я».
Представление имеющегося объема
знаний по теме.
Представление — рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.
Осознание неопределенности создавшейся ситуации, необходимость ее достройки из прошлого и будущего.
Слайд 10Способы деятельности тьютора
Нахождение «точек удивления», вопросов в представленном материале.
Сужение или расширение
темы.
Планирование шагов для достижения цели, создание «образа будущего».
Анализ «портфеля».
Консультации по «портфелю».
Помощь в составлении «карты» интереса.
Слайд 11Сбор и анализ «портфеля»
Анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе
материала по интересующей теме.
Цели:
снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе школьника в изучении выбранной темы;
помочь учителю следить за прогрессом отдельных учеников в их индивидуальных поисках;
научить ребенка систематизировать набранный материал;
способствовать участию детей в оценке своей работы;
осознать собственную успешность и компетентность в выбранной теме;
заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка.
Слайд 12Блок способов, знаний и умений
В качестве результата фиксирует
личностные изменения
ребенка;
включает в себя способы работы тьютора и ученика.
Слайд 13Средняя школа
Задача - помощь обучающемуся в осознании своих интересов внутри
учебного предмета
Возможности
- изучение предмета по ИУП и в условиях разных образовательных систем,
- максимально возможное увеличение возможности выбора различных предметов за счет введения студий, кружков, факультативов.
Условия реализации
- Обсуждение любого выбора с тьютором!
- Организация совместно с родителями жизни подростков
- Отделение подростковой школы от начальной и старшей школы
Слайд 14Старшая школа
Задачи - помощь обучающемуся в:
- ориентировании в категориях
будущего в профессиональном поле и практических навыках по русскому языку;
- осознании своих способностей и возможностей в изучении русского языка и литературы;
- в построении индивидуального способа социализации с учетом использования грамотной речи.
Слайд 15Методика тьюторского сопровождения при изучении предмета русский язык и литература
“У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время”.
Слайд 16Общие рекомендации по введению тьюторства в профильной школе
1. Предоставление тьюторской поддержки
учащимся, готовым к самообразованию.
2. Разделение образовательного и самообразовательного пространств (не совмещать уроки и тьюторские консультации).
3. Наличие у тьютора собственного опыта самообразования.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три. Это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
5. Соответствие тьюторского сопровождения возрастным особенностям учащихся.
Слайд 17Этапы тьюторского сопровождения
Определение познавательного интереса подростка.
Формулирование образовательного вопроса.
Постановка цели
образовательной деятельности.
Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”.
Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - “сбор портфолио”, “образовательный проект”.
Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.
Слайд 18Технология тьюторского сопровождения в подростковой школе
Основное содержание
Обеспечение работы тьюторских классов в качестве образовательных сообществ, объединенных по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы:
Исследовательские
Проектные
Творческие
Техники работы
- образовательная карта;
- портфолио;
- личностно значимое общение;
- презентация в образовательном сообществе.
Слайд 19Этапы работы обучающегося по русскому языку и литературе с тьютором. Первый
этап
Обучающийся формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ.
Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию.
Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники: можно составить интересную для ее заполнения анкету, где ученик укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним или конкурс на лучший вопрос.
Слайд 20Второй этап
Поиск ответов на вопрос :
обсуждение с тьютором, в котором
определяется способ получения возможного ответа
собственно - поиск.
Выбор способа
Определение индивидуального стиля образования и приведение обучающегося к его осознанию
Познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д.
В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.
Слайд 21Основные техники работы тьютора на данном этапе
План-карта источников, где можно
так или иначе найти материал для ответа на вопрос.
Вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов).
Образовательное портфолио.
Тьютор также ведет свой портфолио, только у него в нем может быть столько отделений, сколько рефлексивных уровней в его работе:
его (тьютора) портфолио как ученика, тоже отвечающего для себя на вопрос его подопечного;
портфолио об успехах и неуспехах его подопечного;
портфолио о его собственно тьюторских шагах и находках.
Слайд 22Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов
в кругу обучающихся
Выбор формы презентации: классная экспозиция, увлекательный рассказ или доклад на тему .
Образовательный продукт – запечатление ответа в форме, которая может быть использована тобой или другими.
Сами презентации не выполняют функцию оценки оценки, но только приобретения нового статуса его участником.
Слайд 23Технология тьюторского сопровождения в старшей школе
Основное содержание:
Помощь обучающемуся в создании проекта своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности.
Техники работы:
- проектная карта – включает:
сферы и типы деятельности;
проблемы и задачи социального масштаба;
существующие проекты и программы, решающие эти проблемы;
фигуры экспертов – профессионалов;
рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий.
- портфолио;
- личностно и социально значимое общение;
- презентация - ярмарка индивидуальных образовательных программ и профессиональных проектов.
Слайд 24 Не жди, когда придёт твой корабль…
Плыви к нему сам.