Слайд 1Ситуация успеха на уроках
(из опыта работы учителя русского языка и
литературы НОЧУ СОШ «Разум-Л» г. Москва
Городнянской Татьяны Николаевны)
Слайд 2«Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь»
Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Я считаю, что основы успешности личности формируются в школе.
Слайд 3В начале урока проводим с ребятами аутотренинг – настраиваемся на успешную
работу.
«Я сижу на уроке русского языка. Я всё выучил.
Внимание моё растёт. Память моя крепка.
Я хочу учиться. Я узнаю много интересного. У меня всё получится».
Слайд 4Необычное начало урока – дети отгадывают загадку (о частях речи, знаках
препинания и т.п.) и формулируют тему урока и цели. Использую лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений.
«Я украшаю вашу речь, меня должны вы знать, беречь»
«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»
«Repetitio est mater studiorum»
Слайд 5Мотивация – залог успешной работы на уроке. Уже с 5 класса
идёт систематическая подготовка учащиеся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. После прохождения каждой темы решаем задания из КИМов
(А4-орфоэпия, А5-паронимы, А8-14-орфография, А15-18-пунктуация, А24-средства речевой выразительности)-по демоверсии 2016 г.
Слайд 6В своей практике использую «Мозговой штурм», «Перекрёстный допрос» с целью выявления
качества усвоения изученных тем и возможных пробелов. Ребята радуются, когда успешно справляются с заданиями. Поощряю их, хвалю, отмечаю прогресс по сравнению с предыдущим уроком, иногда раздаю призы.
Слайд 7При изучении нового материала использую проблемно-поисковый метод, ролевые игры.
Мои юные «учёные-исследователи»
на основе наблюдений делают выводы и формулируют правила.
Игра «Корректор» - найти и исправить ошибку в слове. «Кто быстрее», «Четвёртое – лишнее» и другие. Работа в парах – взаимопроверка тетрадей – вызывает бурю эмоций…
Слайд 8Ситуация успеха создается сочетанием условий, позволяющим ученику максимально реализовать свои возможности.
Дифференцированные домашние задания ( мультимедийные презентации, сообщения, иллюстрации к произведениям, ассоциативный ряд, синквейн, кластер, мозговая атака, эссе, письмо к литературному герою (Хлестакову, Печорину…), стихотворение собственного сочинения, составление ребусов, кроссвордов)
Слайд 9На уроках русского языка и литературы я даю задания творческого характера,
чтобы дети реализовали полностью свои способности и продемонстрировали их перед одноклассниками. Это блестяще получается и в 5, и в 8, и в 9 классах. Ребята у доски дают комментарии и пояснения к своей работе.
Слайд 10Использую межпредметные связи на уроках. При изучении темы «Тире между подлежащим
и сказуемым» ребята готовят сообщения о выдающихся личностях, сыгравших немаловажную роль в истории нашей страны :
о Ломоносове, Ушакове, Жукове, Рокоссовском, Василевском …
Слайд 11В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении.
Именно поэтому и необходимы посильные дифференцированные задания: составление синквейнов, кластеров.
Слайд 12
На уроках литературы ставлю проблемный вопрос: А как бы ты
поступил на месте главного героя?» Вот здесь и раскрываются нравственные качества учащихся…
Слайд 13 А теперь попробуйте протестировать себя.
1. Всегда ли одобряете учащихся за
правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?
4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?
5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?
6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?
7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?
8. Вам самим интересны ваши уроки?
Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении ребят.
Слайд 14Я считаю, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Если
же его нет, то ребёнок теряет желание учиться.
Я желаю коллегам здоровья и творческих успехов.
Пусть работа не приносит вам усталости. Будьте мудрым и справедливым, и пусть ваш учительский талант реализуется в полной мере. Хороших, добрых, творческих вам учеников!