Слайд 1Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
Охливанкина Ирина Валерьевна
–
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Возникновение понятия «универсальные учебные действия»
связано с изменением парадигмы образования:
от цели
усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося.
Слайд 4На уроках русского языка
выражение своего отношения к прочитанному;
анализ себя как слушателя;
оценивание
чужой письменной речи,
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Слайд 6На уроках русского языка
самостоятельное формулирование познавательной цели;
структурирование знаний;
смысловое чтение;
самостоятельное создание
алгоритмов;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия
Слайд 8
Прием «Дерево ожиданий»
Перед вами ствол дерева, пускай это будет яблоня. Сейчас
вы из цветной бумаги вырежете себе любую фигуру (это могут быть цветочки, листочки, яблочки). На ней вы напишите, что вы ожидаете от нашего занятия, с какой целью вы сюда пришли. У вас на это есть 5 мин.
А теперь вы по одному подойдете к дереву и прикрепите свои ожидания на то место, которое вам нравится.
Анализ упражнения:
- Сейчас мы с вами собрали ваши ожидания, позже мы к ним еще вернемся и сопоставим ожидания с полученными результатами.
Слайд 9Прием «Дерево целей»
Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации,
в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня. Соответственно, наверху находится главная, генеральная цель организации.
Слайд 10
«Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения»
Почему иногда
в конце предложения ставится такой знак «?!» ?
Как правильно ставить знаки препинания в конце предложения?
Почему предложения делятся
на предложения по цели высказывания?
Чем эти предложения между собой отличаются?
Слайд 11У каждого ученика в руках веревочка, на которой завязано несколько узелков
(по числу новых понятий или количеству заданий).
После знакомства с новым понятием, выполнения задания, узелки последовательно развязываются.
Прием стимулирования
«Узелки на память»
Слайд 12Задания, направленные на практическую значимость
Вы главный редактор издания, журналисты которого подготовили
репортаж о школе. Прочитав репортаж, вы пригласили их к себе, но вместо «Вы уволены!» терпеливо разъясните им, где допущены ошибки и как их устранить.
Слайд 13
Игра – прогноз:
«Сегодня 100 лет вперед»
Творческая группа готовит воображаемые вырезки
из газет первой четверти будущего столетия. Сообщаемые известия должны быть связаны с событиями нынешнего дня.
Слайд 14Пресс - конференция
Один из учащихся садится в центр круга, и группа
задает ему в течение 5 минут любые вопросы на тему, предложенную учителем.
Слайд 15Задания, направленные на практическую значимость
Прием «Эпиграф».
Педагог озвучивает эпиграф урока, слова выдающихся
ученых, пословицы или поговорки и просит учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?» Поскольку фраза связана с темой урока вы можете неоднократно вернуться к его содержанию.
Прием «Творческий эксперимент» (ставится проблемный вопрос, дети предлагают пути решения).
Прием «Оратор» (убеждение в необходимости изучения темы через доказательства).
Прием «Решение загадки, кроссворда», подводящий детей к теме урока и вызывающий интерес. Это оживляет детей и служит сигналом к началу умственной деятельности.
Слайд 16Бортовой журнал
Педагог должен добиться активности учеников в процессе слушания. Этого можно
добиться, предлагая задания, которые необходимо выполнить по ходу чтения лекции педагогом.
Слайд 18На уроках русского языка
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция
Слайд 20Конкурс – кастинг видеороликов «Стань героем!»
Перевоплощение в героев
Кати Матюшкиной и Елены Хрусталёвой
Слайд 21Лучший образ Кота да Винчи
Шашкина Валерия – победитель!
Волчёнкова Ульяна – приз
зрительских симпатий!
Слайд 25Метапредметные результаты -
освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
Слайд 26На уроках русского языка
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение
конфликтов;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
ведение самостоятельного поиска информации в различных источниках;
Слайд 27извлечение факультативной информации из текстов;
стремление к совершенствованию собственной речи устной и
письменной
интерес к созданию собственных текстов;
умение чувствовать выразительность речи, выступать перед аудиторией;
интерес к чтению;
осознание ответственности за написанное и произнесённое.
Слайд 28Работа с текстом
составление плана;
составление граф-схемы;
тезирование;
составление сводной таблицы;
комментирование;
чтение с остановками;
чтение с пометами;
составление
кластера
Слайд 29«ИНСЕРТ»– прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения
и размышления:
Слайд 30Синквейн
1 строка - имя существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка –
три глагола
4 строка – предложение
5 строка – образное существительное
Слайд 31Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа
И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к Му-му
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
Слайд 32Что даёт подобная методика работы с текстом?
Слайд 33Художественный текст как сложная система
Слайд 34 Текст является одним из средств создания на уроках
словесности речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся.
Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове.
Слайд 35
Автор
Текст
Ученик
Учитель
Учитель должен сделать ученика опытным
читателем,
владеющим приемами анализа текста ,
способным оценить содержание,
уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст.
Задача учителя - определить, какие именно подходы, техники и приемы привлечь к работе.
Слайд 38Фотография с любимой книгой
Белозёрова Татьяна
Чайкина Настя, Шашкина Лера: «Рекомендуем 5 кл.
прочитать «Зерцалию» Е. Гаглоева»
Кавказов Илья: «Прочитал все части «Гарри Поттера»
Слайд 39Фотография с любимой книгой
Якимова Дарья: «Энциклопедии – лучшие друзья детей!»
Шемякина
Марина : «Люблю приключения!»
Слайд 40Литературный конкурс «Купель»
Учащиеся посвятили трогательные отзывы и стихотворения произведениям А.
Костюнина «Рукавичка» и «Офицер запаса».
Слайд 42
Проектная и исследовательская деятельность формирует УУД:
коммуникативные;
регулятивные;
познавательные;
личностные
Слайд 45Реклама книги
Аннотации к книгам
от учащихся 5 Б
Слайд 46Участие школьников
в научно – практической конференции
Слайд 47«Как хорошо уметь читать!»
Исследовательская работа
Авторы: Поручикова Д., Якимова Д.
Класс: 6А
Руководитель: Охливанкина И.В.,
учитель литературы
Слайд 48Актуальность
В последнее время в нашей стране катастрофически падает роль чтения в
жизни общества. Замена чтения просмотром телевизионных развлекательных программ и компьютерными играми неизбежно приводит к снижению общего культурного уровня населения.
Слайд 49Цель проекта:
Возрождение интереса учащихся к классической и современной литературе и чтению
Слайд 50Задачи проекта:
изучение читательского спроса;
повышение грамотности чтения;
разработка рекомендаций для школьников;
участие
учащихся школы в мероприятиях, посвященных Году литературы в России.
Слайд 51Гипотеза
Читают ли современные школьники?
Какие книги предпочитают учащиеся школы № 19?
Слайд 52План работы над проектом
Обсуждение и объявление темы, которую предстоит изучить.
Выбор творческого
названия проекта.
Постановка основополагающего и проблемных вопросов.
Организация самостоятельной, частично-поисковой деятельности.
Обзор собранного материала, рекомендации учителя, подготовка работы, защита.
Слайд 53Реализация проекта
Анкетирование учащихся (5 – 11 кл.).
Количество респондентов – 342.
Слайд 61Я сейчас читаю… 5 кл.
«Гарри Поттер и тайная комната»
«Тайна египетской гробницы»
«Хроники
Нарнии»
«Властелин колец»
«Война миров»
«Сила Тава»
«Денискины рассказы»
«Хоббит»
«Алиса в стране чудес»
«Карточные фокусы»
«Собачка Соня»
«Человек – амфибия»
Слайд 62Я сейчас читаю… 6 кл.
«Виноваты звезды»
«Белый Бим, Чёрное ухо»
«Метро 2033»
«Хроники
Нарнии»
«Хижина дяди Тома»
«Бумажные города»
«Кот да Винчи. Улыбка Анаконды»
«Зерцалия»
«Вино из одуванчиков»
«Уроки французского»
Слайд 63Я сейчас читаю… 7 кл.
«Дух волков»
«Алиса в стране чудес»
«Граф Монте-Кристо»
«Виноваты звезды»
«Коты
– воители»
Слайд 64Я сейчас читаю… 8 кл.
«Часодей»
«Метро 2033»
«Корсар»
«Ревизор»
«Дивергент»
«Таинственный остров»
«Бумажные города»
«Белый клык»
Слайд 65Я сейчас читаю… 9 кл.
«Метро 2033»
«11 минут»
«50 дней до моего самоубийства»
«Жители
Атлантиды»
«Маленькие трагедии»
«Белый Олеандр»
Слайд 66Я сейчас читаю… 10 и 11 кл.
«Поющие в терновнике»
«Старик
и море»
«12 стульев»
Граф Монте – Кристо»
«Дары волхвов»
«Мёртвая зона»
«Фома Гордеев»
«Подсознание может всё»
«451 по Фаренгейту»
«В поисках Аляски»
«Преступление и наказание»
«Жизнь с головой»
«Метро 2033»
Слайд 67Внеурочная деятельность учащихся
Слайд 68Участие в мастер – классе от руководителя «Школы – Пресс» Забельской
А.А.
Слайд 70«Волжские встречи» – международный фестиваль журналистики
Слайд 71Навыки выпускника
Коммуникация
Самоорганизованость
Самообразование
Работоспособность
Понимание правил и норм уклада
Проектное мышление
Слайд 72Надеюсь, что личный успех и поощрение инициативы каждого ученика, быстрая адаптация
к постоянно меняющемуся миру и социуму позволит нашим ученикам занять достойное место в российском обществе.