Слайд 1Алгоритм выполнения задания 19 на ЕГЭ по русскому языку
Примакова Н.А., учитель
русского языка
МАОУ «Туртасская СОШ»,2017
Слайд 2Данная презентация представляет собой сопровождение для видеоролика.
Слайд 3Задание 19 .
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Слайд 4
Задание № 19 на ЕГЭ по русскому языку формулируется следующим образом:
Расставьте
знаки препинания, укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всю ночь шёл снег и когда мы проснулись то оказалось что все дорожки замело.
1) 1,2 2) 1 3, 4 3) 1 2, 3, 4 4) 2, 4
Слайд 5
В данном задании обычно представлены следующие синтаксические конструкции:
сложноподчиненное предложение с последовательным
подчинением придаточных;
предложения с разными видами связи:
с подчинительной и сочинительной связью
-
Слайд 6Сложные предложения с разными видами связи-
это сложные предложения, которые
состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Слайд 7Что требуется знать?
Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
Пунктуация на стыке союзов.
Пунктуация при союзе И
Пунктуация при однородных придаточных.
Слайд 8
Повторим
основные правила расстановки запятых
в предложениях с союзной
и
бессоюзной связью.
Слайд 9
Запятая перед союзом И
Прежде, чем определить, ставится ли перед союзом И
запятая, внимательно посмотрите, что конкретно союз соединяет:
если два однородных члена предложения, то запятая не ставится: .
Там столичные ремесленники
и художники выставляют
предметы своего творчества.
Слайд 10 если же два равноправных простых предложения в составе сложного
, то запятая перед И ставится.
[ День стоял очень жаркий] , и [лошади устали.]
Слайд 11Пунктуация при однородных придаточных.
Запятая не ставится между однородными придаточными, соединёнными
одиночными сочинительными союзами
Слайд 12Запятая не ставится между однородными придаточными, соединёнными одиночными сочинительными союзами
[Очевидно было]
( что Савельич передо мною был прав) и ( что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.)
Слайд 13Запятая не ставится между однородными придаточными, соединёнными одиночными
сочинительными (соединительными и
разделительными) союзами
[Очевидно было],(что Савельич
передо мною был прав)
и ( что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.)
Слайд 14 Ловушка!
Если придаточные
однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.
Отец мой говорил мне , что он не видывал таких хлебов И нынешний год урожай отличный.
Его легко можно восстановить из контекста:
[Отец мой говорил мне] , (что он не видывал таких хлебов ) И (что нынешний год урожай отличный).
Слайд 15Когда дождик пошёл и всё вокруг засверкало мы по тропинке вышли
из леса.
(Когда дождик пошел) и
(когда все вокруг засверкало) , [мы по тропе вышли из леса.]
Слайд 16 Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
[Вздрогнем], (если вдруг
взметнётся птица) или ( [если]лось протрубит вдалеке).
Слайд 17
Пунктуация на стыке союзов
В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных
между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы.
Стык союзов -это пространство в предложении между двумя союзами:
• между двумя подчинительными союзами;
• между сочинительным и подчинительным союзом.
Слайд 18Всю ночь шёл снег (1) и (2) когда мы проснулись то
(3) оказалось (4) что все дорожки замело.
1) 1,2 2) 1 3, 4 3) 1 2, 3, 4 4) 2, 4
Слайд 19
Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет
продолжения в виде слов ТО,ТАК, НО и др.
Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО,ТАК, НО и др. ·
Слайд 20[Всю ночь шёл снег] (1) и (2) (когда мы проснулись) то
(3)[оказалось] (4) (что все дорожки замело).
1) 1,2 2) 1 3, 4 3) 1 2, 3, 4 4) 2, 4
Слайд 21[Всю ночь шёл снег] ,(1) и (2) (когда мы проснулись) то
(3)[оказалось], (4) (что все дорожки замело).
1) 1,2 2) 1 3, 4 3) 1 2, 3, 4 4) 2, 4
Слайд 22[Всю ночь шёл снег] ,(1) и (2) (когда мы проснулись), (3)то
[оказалось], (4) (что все дорожки замело).
1) 1,2 2) 1 3, 4 3) 1 2, 3, 4 4) 2, 4
Слайд 23
Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союзы
и определить, сочинительные они или подчинительные.
3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).
4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).
Слайд 245. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом
стоят сочинительный и подчинительный союзы (стык союзов).
6. Если после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая, если есть, не ставится
7. Проставить все знаки препинания.
Слайд 25
Итак, мы повторили ключевые понятия, повторили правила пунктуации в сложноподчинённом
предложении, на стыке союзов, при союзе И.
Используя алгоритм, потренируемся в выполнении задания 19 и расстановке знаков препинания.
Слайд 27Предложение 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
[Снег засыпал следы путников]
(1) и [стало ясно] (2) (что (3) (еслиснегопад не прекратится к ночи) (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.)
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4
Слайд 28Предложение 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
[Снег засыпал следы путников]
(1) и [стало ясно] (2) (что (3) (если снегопад не прекратится к ночи) (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.)
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4
Слайд 29Предложение 1
[Снег засыпал следы путников]
(1) и [стало ясно] (2) (что (3)
(если
снегопад не прекратится к ночи) (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.)
Слайд 30Предложение 1
[Снег засыпал следы путников],(1) и [стало ясно] ,(2) ((что (3)
(если снегопад не прекратится к ночи), (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.))
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4
Слайд 31
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
Идти пришлось долго,(1) и (2), когда он подходил к дому ,(3) еле держался на ногах от усталости ,(4) сковавшей его тело.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2,3, 4 4) 1, 4
Слайд 32В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
Девушки тихо пели (1) и (2) хотя слова песни трудно было понять (3) но звучала в ней такая нежность (4) и боль (5) что невольно наворачивались слёзы.
1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 1, 3, 5 4) 2, 3, 5
3