Слайд 1Двадцать шестое апреля.
Классная работа.
Слайд 41. ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО.
К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К РАДОСТИ , К
ОГОРЧЕНИЮ, К ДОСАДЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К УЖАСУ, К СТЫДУ, НА СЧАСТЬЕ, НА БЕДУ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО И ДР.
Слайд 52. Указывают на источник сообщения.
конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно, разумеется,
бесспорно, наверное, возможно, должно быть, по-видимому, пожалуй, в сущности и т.д.
Слайд 63. Указывают на источник сообщения.
говорят, сообщают, передают, по словам…, по сведениям…,
по сообщению…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, на мой взгляд, по слухам т.д.
Слайд 74. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.
итак, следовательно, наоборот, напротив,
далее, наконец,
впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, во-первых и т.д.
Слайд 85. Указывают на приемы и способы оформления мыслей.
словом, одним словом, иначе
говоря, коротко говоря, попросту говоря, если можно так сказать, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и т.д.
Слайд 9видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите,
представьте себе, извините, простите, пожалуйста, заметьте себе, скажите на милость и т.д.
6.Запомните! Не являются вводными следующие слова и сочетания слов
Не являются вводными следующие слова и сочетания слов.
буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.
Слайд 12Четвертый лишний
1. соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание
2. совреме_ик, связа_ы, естестве_о,
пусты_ый
3. (по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;
4. окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_
Слайд 13Четвертый лишний
1. собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание
2. совремеННик, связаНы, естествеННо,
пустыННый
3. по-французски, по зимнему/ по зимнему, по-нашему/ по нашему, по-видимому/по видимому;
4. окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО
4 балла
Слайд 14Полный синтаксический и пунктуационный анализ простого осложненного предложения
5 баллов
Слайд 15Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.
5 баллов
Слайд 16Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего
человека, всех сил, умственных и нравственных
(И. А. Гончаров)
Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет.(А. Мирошниченко)
Слайд 19Исправь ошибки
Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью
Туркиных .
Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных .
Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных
Слайд 20Исправь ошибки
У девочек устремленный взгляд в море.
У девочек устремленный взгляд в
море.
У девочек взгляд, устремленный в море .
Слайд 21Исправь ошибки
Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные
низко.
Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко.
Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви, расположенные низко, обрубили.
Слайд 22Исправь ошибки
Я, значит, живу у самой реки .
Я, значит, живу у
самой реки .
Я живу у самой реки .
4 балла
Слайд 37Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее?это было уже
в конце сентября?и сам правя выехал со двора.
Слайд 40Вводные конструкции
- Что это?
- Какие они?
- Как их
отличить от "двойников"?
Зачем их знать?
Решаем А22, В5
Слайд 41Вставные конструкции -
это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные
замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей.
Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения.
На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире.
В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения
Слайд 42Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее(это было уже
в конце сентября)и, сам правя, выехал со двора.
Слайд 43Слово, словосочетание, предложение
Выражение дополнительных замечаний, пояснения, уточнения, поправки
Не связано
грамматически с членами предложения
– ( )
Интонация включения - выделение паузами, произношение с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены
Слайд 44Молодой воробей выпал из гнезда ветер сильно качал березы аллеи и
сидел неподвижно.
Журналы иностранной литературы два я велел выслать в Ялту.
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя выехал со двора.
Слайд 45Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и
сидел неподвижно.
Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту.
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора.
Слайд 46Вставьте в текст вводные слова и предложения. Расставьте знаки препинания.
Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает (во)время выскочить из ямы.
В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая не менее подвижна, (не)бывает их. Воздушные ямы – вымысел. Почему(же) самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадает в тёплую струю, он поднимается (в)верх. Попадая в холодную, нисходящую, струю, он проваливается, словно в яму.
Слова для справок: как вы знаете, следовательно, как вы понимаете, говорят, конечно, все это знают, разумеется.
Слайд 4734 – 36 б – «5»
28 – 33б – «4»
20 –
27б – «3»
Слайд 48А. Кушнер «Вводные слова»: послушайте внимательно стихотворение и сделайте вывод о
роли вводных слов в нашей речи.
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут “К счастью… “
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех , не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова “во-первых”, “во-вторых “,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
Слайд 50Д/З:(по выбору)
§199-200, таблица.
Используя данные таблицы, сравнить любые две синтаксические конструкции.
Задание по
карточкам. (Приложение 7).
Синквейн на тему “Вводные слова”, “Вставные конструкции”, “Русский язык”, “Синтаксис”, “Пунктуация” (любые 3 темы)
Эссе на тему “Нужны ли вводные слова и вставные конструкции и зачем их обособлять?”, “Функции вводных слов и вставных конструкций в русском языке” (на одну из тем)