Презентация, доклад на тему Воспламененная душа (Анализ стихотворения После грозы Б. Пастернака)

Содержание

Борис Леонидович ПастернакБорис Леонидович Пастернак (1890-1960) – русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) 

Слайд 1«Воспламененная душа…» (Анализ стихотворения «После грозы» Б. Пастернака)
г. Березники 2015 год

Подготовила ученица

10б класса
Матвеева Анастасия
Руководитель: Клестова Н. И.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, 
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА"

«Воспламененная душа…» (Анализ стихотворения «После грозы»  Б. Пастернака)г. Березники 2015 годПодготовила ученица 10б классаМатвеева АнастасияРуководитель: Клестова

Слайд 2Борис Леонидович Пастернак
Борис Леонидович
Пастернак
(1890-1960) –
русский писатель, поэт,
переводчик,

один из крупнейших поэтов XX века,
лауреат Нобелевской премии
по литературе (1958)
 


Борис Леонидович ПастернакБорис Леонидович Пастернак (1890-1960) – русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской

Слайд 3Родители Пастернака
Родился 29 января (10 февраля н.с.)1890 г. в Москве.
 Отец Леонид

Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств.
Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожд. Кауфман) – пианистка.  
Родители ПастернакаРодился 29 января (10 февраля н.с.)1890 г. в Москве. Отец Леонид Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии

Слайд 4Детство поэта
С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература.
Семья Пастернака поддерживала

дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н Ге), в доме бывали музыканты, ученые и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов.

Детство поэтаС детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература.Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками (И. И.

Слайд 5Талантливость Пастернака
От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты.
Он

мог стать хорошим живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки.
За шесть лет занятий музыкой достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак считал, что у него не было абсолютного музыкального слуха.

Живопись и музыка стали неотъемлемой частью его поэзии.

Борис Пастернак в 1910 году
на картине Леонида Пастернака

Талантливость ПастернакаОт отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты. Он мог стать хорошим живописцем, но в

Слайд 6Дело всей жизни - поэзия
В 1908 году, окончив гимназию с золотой

медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 г. Но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, он оставляет.

Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая стала для него делом всей жизни.
Дело всей жизни - поэзияВ 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет

Слайд 7Выдающийся поэт
Тайну феномена Пастернака как поэта точно определил В.С. Баевский: «Увлечения

молодости не прошли бесследно: поэзия Пастернака изобразительна, музыкальна, мудра. Художник, композитор, философ умерли, чтобы воскреснуть в поэте».

В.С.Баевский. История русской литературы ХХ века. – Москва: Языки русской литературы, 1999. – С.147. 
Выдающийся поэтТайну феномена Пастернака как поэта точно определил В.С. Баевский: «Увлечения молодости не прошли бесследно: поэзия Пастернака

Слайд 8«После грозы» (1958)
Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в

раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переходы
И высь за черной тучей голуба.

Рука художника еще всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.

Воспоминания о полувеке
Пронесшейся грозой уходят вспять.
Столетье вышло из его опеки.
Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

 
«После грозы» (1958)Пронесшейся грозою полон воздух.Все ожило, все дышит, как в раю.Всем роспуском кистей лиловогроздыхСирень вбирает свежести

Слайд 9Книга «Когда разгуляется»
Стихотворение «После грозы» входит в последний сборник «Когда разгуляется»

(1956-1959), написанный в период «оттепели».
Наз­вание сборника символично: после ненастья погода должна «разгулять­ся», проясниться. Это прояснение общественной атмосферы по­сле мрачной поры сталинизма.

Символично и название стихотворения «После грозы», где поэт использует любимый мотив дождя, ливня.
Книга «Когда разгуляется»Стихотворение «После грозы» входит в последний сборник «Когда разгуляется» (1956-1959), написанный в период «оттепели». Наз­вание

Слайд 10Анализ стихотворения «После грозы»
Главная тема стихотворения –  человек и время, художник

и назначение искусства.

Основная идея стихотворения – показать преобразующую действительность силу искусства, раскрыть взгляд на роль художника в истории.

Стихотворение делится на 2 части.
В первых двух строфах нарисована картина прошедшей грозы, природы, обновленной, омытой после дождя.
В III строфе дается явное сравнение преображающего действительность творчества художника с воздействием дождя, грозы на окружающий мир (грамматически оно выражено формами сравнительной степени наречий – всесильней, преображенней).

Анализ стихотворения «После грозы»Главная тема стихотворения –  человек и время, художник и назначение искусства.Основная идея стихотворения –

Слайд 11Анализ стихотворения «После грозы»

Обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Оксюморон

«уходит вспять» отражает диалектику времени.
Прошлое, волею искусства становясь настоящим, снова уходит в прошлое. И уже само столетье живет самостоятельной, независимой от творца жизнью и, художественно осмысленное и увековеченное, уходит в будущее, прокладывает ему путь, готовит почву, одновременно давая ему дорогу.


Анализ стихотворения «После грозы»Обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Оксюморон «уходит вспять» отражает диалектику времени. Прошлое,

Слайд 12Анализ стихотворения «После грозы»
«Пронесшаяся гроза» оживляет воздух эпохи, внося в него

«свежести струю». Ее преобразовательную деятельность должна довершить созвучная эпохе человеческая душа, обновившая себя, осмыслившая прошлое.

Обновление, движение, стимул жизни предопределяют не “потрясенья и перевороты”, а “откровенья …и щедроты” вдохновленной, воспламененной творческой искрой души художника.


Анализ стихотворения «После грозы»«Пронесшаяся гроза» оживляет воздух эпохи, внося в него «свежести струю». Ее преобразовательную деятельность должна

Слайд 13Цветовая гамма
Контрастна цветовая гамма во время грозы и после неё.

Черная туча

(во время грозы)

После дождя – присутствие светлых тонов:
Лиловогроздая сирень
Голубая высь
Светлее неба переходы

Цветовая гаммаКонтрастна цветовая гамма во время грозы и после неё.Черная туча (во время грозы)После дождя – присутствие

Слайд 14изобразительно-выразительные средства языка
Эпитеты:
Пронесшаяся гроза, кисти лиловогроздые(авторский неологизм), новая жизнь

Метафоры:
Гроза

1) как символ обновления природы и 2) как творческое озарение художника.
Струя свежести, буря души, воспламененная душа

Сравнение:
Все ожило и дышит после дождя, как в раю
Олицетворение:
Столетье вышло из его опеки



изобразительно-выразительные средства языкаЭпитеты: Пронесшаяся гроза, кисти лиловогроздые(авторский неологизм), новая жизньМетафоры: Гроза 1) как символ обновления природы и

Слайд 15Звуковая организация стихотворения

Стихотворение состоит из 5 строф. Для создания произведения Б.

Пастернак использовал пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Аллитерация звуков [р], [с], [ш], [л] словно передает недавние раскаты грома, шум дождя.
Ассонанс звуков [о], [а], [э] придает произведению удивительную музыкальность.
Звуковая организация стихотворенияСтихотворение состоит из 5 строф. Для создания произведения Б. Пастернак использовал пятистопный ямб с перекрестной

Слайд 16«Воспламененная душа»
В течение всей своей жизни Пастернак пытался определить цель искусства,

поэзии, назначение поэта.
Главная задача искусства – это созидание «новой» жизни, преодоление хаоса времени и смерти, вера в будущее, в возрождение.
Поэт считал, что художник играет главную роль в истории, у него особая нравственная миссия – быть носителем «духа добра».


«Воспламененная душа»В течение всей своей жизни Пастернак пытался определить цель искусства, поэзии, назначение поэта. Главная задача искусства

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть