Слайд 1«Воспламененная душа…»
(Анализ стихотворения «После грозы»
Б. Пастернака)
г. Березники 2015 год
Подготовила ученица
10б класса
Матвеева Анастасия
Руководитель: Клестова Н. И.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА"
Слайд 2Борис Леонидович Пастернак
Борис Леонидович
Пастернак
(1890-1960) –
русский писатель, поэт,
переводчик,
один из крупнейших поэтов XX века,
лауреат Нобелевской премии
по литературе (1958)
Слайд 3Родители Пастернака
Родился 29 января (10 февраля н.с.)1890 г. в Москве.
Отец Леонид
Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств.
Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожд. Кауфман) – пианистка.
Слайд 4Детство поэта
С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература.
Семья Пастернака поддерживала
дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н Ге), в доме бывали музыканты, ученые и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов.
Слайд 5Талантливость Пастернака
От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты.
Он
мог стать хорошим живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки.
За шесть лет занятий музыкой достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак считал, что у него не было абсолютного музыкального слуха.
Живопись и музыка стали неотъемлемой частью его поэзии.
Борис Пастернак в 1910 году
на картине Леонида Пастернака
Слайд 6Дело всей жизни - поэзия
В 1908 году, окончив гимназию с золотой
медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 г. Но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, он оставляет.
Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая стала для него делом всей жизни.
Слайд 7Выдающийся поэт
Тайну феномена Пастернака как поэта точно определил В.С. Баевский: «Увлечения
молодости не прошли бесследно: поэзия Пастернака изобразительна, музыкальна, мудра. Художник, композитор, философ умерли, чтобы воскреснуть в поэте».
В.С.Баевский. История русской литературы ХХ века. – Москва: Языки русской литературы, 1999. – С.147.
Слайд 8«После грозы» (1958)
Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в
раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переходы
И высь за черной тучей голуба.
Рука художника еще всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
Воспоминания о полувеке
Пронесшейся грозой уходят вспять.
Столетье вышло из его опеки.
Пора дорогу будущему дать.
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.
Слайд 9Книга «Когда разгуляется»
Стихотворение «После грозы» входит в последний сборник «Когда разгуляется»
(1956-1959), написанный в период «оттепели».
Название сборника символично: после ненастья погода должна «разгуляться», проясниться. Это прояснение общественной атмосферы после мрачной поры сталинизма.
Символично и название стихотворения «После грозы», где поэт использует любимый мотив дождя, ливня.
Слайд 10Анализ стихотворения «После грозы»
Главная тема стихотворения – человек и время, художник
и назначение искусства.
Основная идея стихотворения – показать преобразующую действительность силу искусства, раскрыть взгляд на роль художника в истории.
Стихотворение делится на 2 части.
В первых двух строфах нарисована картина прошедшей грозы, природы, обновленной, омытой после дождя.
В III строфе дается явное сравнение преображающего действительность творчества художника с воздействием дождя, грозы на окружающий мир (грамматически оно выражено формами сравнительной степени наречий – всесильней, преображенней).
Слайд 11Анализ стихотворения «После грозы»
Обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Оксюморон
«уходит вспять» отражает диалектику времени.
Прошлое, волею искусства становясь настоящим, снова уходит в прошлое. И уже само столетье живет самостоятельной, независимой от творца жизнью и, художественно осмысленное и увековеченное, уходит в будущее, прокладывает ему путь, готовит почву, одновременно давая ему дорогу.
Слайд 12Анализ стихотворения «После грозы»
«Пронесшаяся гроза» оживляет воздух эпохи, внося в него
«свежести струю». Ее преобразовательную деятельность должна довершить созвучная эпохе человеческая душа, обновившая себя, осмыслившая прошлое.
Обновление, движение, стимул жизни предопределяют не “потрясенья и перевороты”, а “откровенья …и щедроты” вдохновленной, воспламененной творческой искрой души художника.
Слайд 13Цветовая гамма
Контрастна цветовая гамма во время грозы и после неё.
Черная туча
(во время грозы)
После дождя – присутствие светлых тонов:
Лиловогроздая сирень
Голубая высь
Светлее неба переходы
Слайд 14изобразительно-выразительные средства языка
Эпитеты:
Пронесшаяся гроза, кисти лиловогроздые(авторский неологизм), новая жизнь
Метафоры:
Гроза
1) как символ обновления природы и 2) как творческое озарение художника.
Струя свежести, буря души, воспламененная душа
Сравнение:
Все ожило и дышит после дождя, как в раю
Олицетворение:
Столетье вышло из его опеки
Слайд 15Звуковая организация стихотворения
Стихотворение состоит из 5 строф. Для создания произведения Б.
Пастернак использовал пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Аллитерация звуков [р], [с], [ш], [л] словно передает недавние раскаты грома, шум дождя.
Ассонанс звуков [о], [а], [э] придает произведению удивительную музыкальность.
Слайд 16«Воспламененная душа»
В течение всей своей жизни Пастернак пытался определить цель искусства,
поэзии, назначение поэта.
Главная задача искусства – это созидание «новой» жизни, преодоление хаоса времени и смерти, вера в будущее, в возрождение.
Поэт считал, что художник играет главную роль в истории, у него особая нравственная миссия – быть носителем «духа добра».