Слайд 1Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Слово – энергетическое оружие».
(7-8 классы)
Важнейший способ
узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.
Д. С. Лихачёв.
Слайд 2Цели:
-воспитывать культуру речевого поведения во время
дискуссии;
-стимулировать речевую активность;
-прививать любовь к
русскому языку.
Оборудование:
-выставка книг по культуре речи;
-стихи по теме;
-история некоторых знакомых слов;
-словарь вежливых слов.
Слайд 3Ход урока:
1.Чтение стихотворений учащимися.
1-й ученик.
Есть слова – словно раны, слова –
словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
(В. Шефнер).
Слайд 42-й ученик.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую
людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М. Матусовский)
Слайд 52.Дискуссия о словах.
1.Защитники нормы языка: «Если бесстыдство быта переходит в
язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело», - об этом с болью говорил Д. С. Лихачёв.
2. Противники нормы: значение слова «норма» - это один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом, как единственно правильный. Почему же все должны сводить языковое разнообразие к унылой правильности? Каждый имеет право на своё мнение.
Слайд 6Защитник нормы.
Сообщения учащихся о происхождении слова «брань».
Полторы тысячи лет назад гунны
принесли на Русь
исскуство выплавлять и ковать железо. Тогда и
возникло слово «бронь» - доспехи. От него
образовалось слово «брань», означающая «сражение».
Возникли и термин «бранные слова». Они служили
Вызовом, выражением презрения противнику.
Слово «ругань» произошло от латинского «ringor» –
разевать рот.
Слайд 7Противник нормы:
-поссорившись, человек расслабился, выплеснул
наболевшее, а значит близко его успокоение.
Защитник
нормы:
-да, расслабление необходимо человеку. Но
успокоение ищите в другом: в работе, в друзьях, в
музыке, в поэзии.
Человек, как часть космоса, живёт такой же
жизнью, как и Космос, он является источником
Энергии. И слово человека – тоже энергия. Если
слово хорошее - доброй энергией насыщается
пространство, и она кому–то помогает. Если слово
нецензурное, оно засоряет пространство. Человек может
заболеть, соприкоснувшись с этой энергией
Слайд 8Защитник нормы:
-никто, кроме современного человека, не привнёс в
русский язык столько
прекрасного.
Стихотворение Н. Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва укутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза как - два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук….
Слайд 9Противник нормы:
Время идет вперёд. Старина сейчас уже никого не
интересует. Вы
часто слышите, чтобы кто-то
разговаривал стихами?
Защитник нормы:
Нет, не надо говорить стихами, но есть острая
необходимость говорить красивым литературным
языком при условии, что вы собираетесь достичь в жизни
каких-нибудь успехов.
Слайд 10Учитель:
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь?
Общепринятых рецептов нет, но
некоторые приёмы есть:
Не говорите плохих слов сами.
Не копируйте других.
Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.
Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».
Слайд 113. Рефлексия.
-О чём мы говорили? Какие вопросы затрагивали?
-Как вы себе отвечаете
на вопрос: что такое
«сквернословие»?
-Как эту проблему будите решать для себя?
Стихотворение «Добрые слова»
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с
вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый
час,
Когда они другим необходимы.
(М. Лисянский)