Презентация, доклад на тему Внеклассная работа по русскому языку Ребусы-гимнастика ума

Содержание

Введение 1.Основная часть2.Что означает слово ребус? 2.1 История возникновения ребусов2.2Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления 2.3Тематические ребусы 3.Практическая часть Вывод Список литературы Содержание

Слайд 1 Исследовательская работа на тему: Ребусы - «гимнастика ума»


Исследовательская работа на тему: Ребусы - «гимнастика ума»

Слайд 2Введение
1.Основная часть
2.Что означает слово ребус?
2.1 История возникновения ребусов
2.2Правила разгадывания ребусов одновременно

являются и правилами их составления
2.3Тематические ребусы
3.Практическая часть
Вывод
Список литературы

Содержание

Введение	1.Основная часть2.Что означает слово ребус?	2.1 История возникновения ребусов2.2Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления 2.3Тематические

Слайд 3Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это

не удивительно. «Гимнастика ума» полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Актуальность.
Среди занимательных задач и головоломок ребусы занимают почётное место.
Составление и отгадывание ребусов дает возможность легко запомнить правильность написания словарных слов, расширить свой словарный запас.
Цель исследования: узнать историю возникновения ребусов, научиться самой и научить других решать ребусы.
Задачи исследования:
- Изучить правила решения ребусов.
Научиться решать ребусы.
Оформить презентацию по данной теме и рассказать о ней учащимся.
Гипотеза.
Умение решать ребусы, поможет ребятам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад, викторин. Составление и разгадывание ребусов развивает внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление.
Методы исследования.
Теоретические: Изучение литературы, соответствующей теме.
Практические: Проведение анкетирования в классах. Решение ребусов.. Составление ребусов.
Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы, основной части, раскрывающей содержание темы, заключения, содержащего выводы, списка используемых источников и приложений.

Введение

Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. «Гимнастика ума» полезна в

Слайд 4

Дорожит 100ножка чи100тою ног.
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви не 100птал никто!..
Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность анализировать и сопоставлять.
Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Не только решение задач, но и разгадывание головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции.
Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Проводя исследование, я подумала, почему ребус называют «гимнастикой ума». Слово «гимнастика» в представлении многих связано со спортивными упражнениями и соревнованиями. Да и само слово, в переводе с греческого, обозначает - упражняю, тренирую. В словаре С. И. Ожегова читаю: «Гимнастика - совокупность упражнений для физического развития организма». Переносное значение - систематическая тренировка, постоянное занятие чем-либо. Становится ясным различие и сходство между гимнастикой, которая укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким, выносливым, и «гимнастикой ума», которая тренирует ум, учит разгадывать загадки, шарады, рассуждать, спорить, доказывать.
Не секрет, что в любом виде деятельности, - в игре или учёбе - человеку нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать, решая ребусы.
 
2.Что обозначает слово ребус?
Распространенными видами умственной гимнастики принято считать головоломки, ребусы.
Слово « ребус» происходит из латинского и обозначает «вещь или предмет.»

Основная часть.


Слайд 5 Это задача, состоящая из изображений разных предметов: буквы, цифры, музыкальные

ноты. в которой зашифровано слово. Она является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы совершенствуются собственные интеллектуальные упражнения, развивается логическое мышление.
Ребус - один из видов словесных игр, популярных ещё в древности. В Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. С древних времён известны головоломки Пифагора и Архимеда. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были загадки и ребусы. Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором слова были представлены изображениями предметов. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах.
2.1 История возникновения ребусов.
Ребусы в качестве загадок или шуток зародились в XV веке во Франции. Это были особого рода балаганные выступления «на злобу дня». В XVI веке забавы эти были запрещены. Из Франции ребусы перешли в Италию, Англию, Германию, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.
В 1582 или 1562 году (точно не известно) появился первый печатный сборник. Автором его был Этьенн Табуро. Его книжка представляет собой целый трактат о ребусах.
В России ребусы появились в 1845 году в журнале «Иллюстрация». Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива». В 1881 году стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. В одном из номеров этого журнала был опубликован ребус - каламбур А. С. Пушкина. Журнал «Ребус» просуществовал до 1918 года.

Это задача, состоящая из изображений разных предметов: буквы, цифры, музыкальные ноты. в которой зашифровано слово. Она

Слайд 6Логотип журнала "Ребус" был выполнен в виде ребуса.
В Советском Союзе ребусы

пользуются популярностью в основном у юных читателей, впоследствии ребусы перестают быть только детским развлечением. Их составляют для разных возрастов, существуют даже ребусы для взрослых.
На рубеже веков, с развитием вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций сформировался особый SMS - сленг. Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. Также можно сказать и о «смайликах». Это простое и эффективное средство выражения эмоций.
Разгадывать ребусы очень увлекательное занятие, которое затягивает не только ребят, но и взрослых. Польза от этого огромна. Развивается логика, мышление, ведь нужно составлять слова из набора букв и слогов. Ребусы зачастую намеренно составляют так, чтобы картинки читались неоднозначно, а это способствует развитию нестандартного мышления у ребят.
2.2. Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления.
Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы разгадать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку. Кроме знания правил, понадобится смекалка и логика.
1 .Ребус должен составляться слева направо.
Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Логотип журнала

Слайд 7 Часто предмет, изображенный в ребусе, имеет не одно, а два

или несколько названий, например: «глаз» и «око», «нога» и «лапа»; или же иметь одно общее и одно конкретное название, например: «дерево» и «дуб», «нота» и «ре». Подбирать нужно подходящее по смыслу.
Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.
Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

Часто предмет, изображенный в ребусе, имеет не одно, а два или несколько названий, например: «глаз» и

Слайд 8Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой,

то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:
В этих примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика. 

Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением

Слайд 9В этих примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть

"СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика. 
 
Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а».
В этих примерах возможно различное прочтение, например, вместо

Слайд 10Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет,

то читать нужно с прибавлением «за». Например: «Ка-за-нь








Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу.
Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»








Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Слайд 11 Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением

«по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:




 
Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»

«

Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»: Если

Слайд 12Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква,

то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства
Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту

Слайд 13Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то

это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»: 4,2,3,1







Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»






порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»: 4,2,3,1

Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая

Слайд 142.3 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ
Ребусы – шутки

Ответ: радость

Ребусы - пословицы.
Представляют собой зашифрованную пословицу,

которую нужно разгадать и объяснить её смысл
Ответ: Беды мучат, уму учат


2.3 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫРебусы – шуткиОтвет: радостьРебусы - пословицы. Представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить

Слайд 15
 
 Ребус - загадка. Он представляет собой двойную задачу: 1. Разгадать ребус

и прочесть загадку. 2. Загадку нужно отгадать










Ответ:
В ребусе зашифрована загадка:
Пока дети – каждый в берете, повзрослели - шляпы надели. А ответ на загадку - грибы!


Ответ:
В ребусе зашифрована загадка:

  Ребус - загадка. Он представляет собой двойную задачу: 1. Разгадать ребус и прочесть загадку. 2. Загадку нужно

Слайд 16Ребусы по русскому языку: «Члены предложения».

Сказуемое

дополнение

Ребусы по русскому языку: «Члены предложения». Сказуемоедополнение

Слайд 17Чтобы узнать, умеют ли ребята нашего
класса отгадывать ребусы, им были

предложены разные виды ребусов: от простых до сложных. Большинство одноклассников выбрали те, в которых нужна была не только логика, но и смекалка.
Кроме этого было опрошено 47 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 8А. 7Б. 3А классов.
Им предлагалась анкета, которая содержала следующие вопросы:
Вопрос
Ответы обучающихся
Да
Нет
1. Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?
5 – 11%
42 - 89%
2. Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?
9 – 19%
38 – 81%

Практическая часть.

Чтобы узнать, умеют ли ребята нашего класса отгадывать ребусы, им были предложены разные виды ребусов: от простых

Слайд 183. Умеете ли вы решать ребусы?
20 – 43%
27 – 57%
4. Хотите

ли вы научиться решать ребусы?
44 – 94%
3 – 6%
5. Знаете ли вы где можно применить эти знания?
15 – 32%
32 – 68%
6. Знаете ли вы, какие бывают ребусы?
4 – 9%
43 – 91%

3. Умеете ли вы решать ребусы?20 – 43%27 – 57%4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?44 –

Слайд 19 изучив результаты анкеты, я убедились в практической значимости проекта, так как

обучающиеся выявили желание научиться решать ребусы.
Таким образом, ребята поняли, что умение разгадывать ребусы успешно влияет на развитие внимательности, памяти, смекалки, логики.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его можно использовать в школьном курсе «Русский язык и литература» для повышения образовательного уровня, проведения занимательных уроков. Реализация проекта создаёт условия для применения теоретических знаний на практике и подготавливает обучающихся к различным видам конкурсов, олимпиад, развивает логическое и креативное мышление.

Вывод:

 изучив результаты анкеты, я убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся выявили желание научиться решать ребусы.

Слайд 20Для чего же нужны ребусы? Для развития логического мышления обучающихся и

повышения их грамотности, смекалки, сообразительности, то есть тренировки «Гимнастики ума».
Решение задач, головоломок, ребусов развивает память, концентрирует внимание, а составление собственных ребусов помогает запоминать правописание слов, пополнять свой словарный запас.
Работая над данной темой, я:
познакомилась с историей возникновения ребусов;
изучила правила разгадывания ребусов;


Для чего же нужны ребусы? Для развития логического мышления обучающихся и повышения их грамотности, смекалки, сообразительности, то

Слайд 21Агапова И.А. Давыдова М.А. «Головоломки шарады ребусы на уроках и во

внеурочное время» Издательство: Учитель. 2009.
Березнев А.В. “Кроссворды, игры, загадки”: Сборник - Ростов-на - Дону, 1998
Ожегов С.И. “Словарь русского языка” Москва. «Русское слово».
1984.
Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. «Решаем ребусы». Издание: Сфераогоп.ги 2009.
«Помозгуй.ру» — flash-сканворд.

Список литературы.

Агапова И.А. Давыдова М.А. «Головоломки шарады ребусы на уроках и во внеурочное время» Издательство: Учитель. 2009.Березнев А.В.

Слайд 22Сасибо за внимание

Сасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть