Слайд 1Борис Леонидович
Пастернак
Вместо фронта –
в Чистополь
Выполнили:
Студенты группы
№102
Михайловский Родион и Ермилов Максим
Преподаватель:
Варламова Роза Витальевна
Слайд 2Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака,
отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).
Слайд 3Пастернак приехал в Чистополь 18 октября 1941 года. Вообще-то, он очень
хотел на фронт, каждый день ждал повестки, однако это было невозможно: писатель прихрамывал (в детстве, будучи в ночном с деревенскими мальчишками, упал с лошади и сломал ногу ). Поэтому вместо фронта его вместе с семьей эвакуировали в Чистополь.
В том же поезде ехала группа писателей и творческих деятелей, перебравшихся в Чистополь. К тому времени город на Каме был перегружен эвакуированными настолько, что поселиться вновь прибывшим было попросту негде.
Анна Ахматова
Виктор Боков
Леонид Леонов
Слайд 4Пастернак с семьей поселился в каморке 3х2 метра в городе Чистополе
на улице Володарского. Ее предоставил Перец Маркиш - видный еврейский поэт, прозаик того времени, который по приезду в Чистополь решил перебраться в Среднюю Азию.
Перец Маркиш
Слайд 5В этой комнатке уютно и тихо. По рабочему столу писателя медленно
ползет солнечный луч, замирая то на керосиновой лампе, при свете которой Пастернак работал над своими сочинениями, то на чернильнице с прислоненным к ней пером, то на печатной машинке «Continental» (которой он, впрочем, так и не научился пользоваться). Полная иллюзия, что Борис Леонидович только что был тут, склонившись и то и дело откидывая назад непослушные космы, писал «Антония и Клеопатру», но вот сейчас вышел на одну минуточку и мы, как на грех, разминулись…
Слайд 6Писатели жили в Чистополе очень тяжело: 400-500 граммов хлеба в день
– вот стандартный паек, который они получали изо дня в день. Талоны на сахар не отоваривались – вместо него давали (и то не всегда!) так называемое свекольное повидло. И если бы жена Пастернака Зинаида Николаевна не отрывала от своего обеда половину и не отдавала бы ее Борису Леонидовичу, писатель дошел бы до полного истощения.
Пастернак
Зинаида
Николаевна
Слайд 7Когда писатель выходил на чистопольскую улицу, местные беспризорники еще долго бежали
за ним вслед и провожали криками и улюлюканьем: «Пастернак идет, мать-перемать!» Необычная, звучная фамилия «Пастернак» производила с ними какое-то магическое действие – каждому непременно хотелось ее выкрикнуть. К тому же малолетние обидчики знали: московский интеллигент не погонится за ними, не заявит в милицию, не подкараулит в подворотне. А потому можно раз за разом смело выкрикивать «Пастернак!!!», присовокупляя к этому отборные ругательства. А писатель не понимал такой своей «популярности» и обижался.
Слайд 8Пастернак вообще вел в Чистополе здоровый образ жизни. Именно здесь, кстати,
он бросил курить. Справедливости ради скажем, что отучила его от пагубного пристрастия Зинаида Николаевна.
Курение в то время было очень дорогим удовольствием, и однажды, подавая Борису Леонидовичу только что купленную пачку махорки, супруга торжественно объявила: «Борис, сегодня твой сын остался без куска хлеба». Уловка оказалась весьма действенной – больше писатель к махорке не прикасался.
Слайд 9В Чистополе же у Бориса Леонидовича произошла судьбоносная встреча с Дмитрием
Дмитриевичем Авдеевым, с которого Пастернак писал образ доктора Живаго. Интеллигенцию в Чистополе к тому времени ликвидировали, а вот Авдеева репрессии не коснулись. Он был необходим, потому что был заслуженным врачом ТАССР и РСФСР – инфекционистом высочайшей квалификации и замечательным диагностом, и на его происхождение (а Авдеев был сыном купца второй гильдии) власти смотрели сквозь пальцы.
Слайд 10Именно в квартире доктора писатели проводили творческие вечера (ее, кстати, называли
«филиалом Московского клуба писателей»). И когда Пастернак в 1947 году искал название для самого своего значительного произведения, он вспомнил своего чистопольского знакомца доктора Авдеева – и роман получил название «Доктор Живаго».
Слайд 11По воспоминаниям сына Евгения Борисовича, отец привез с собой в Чистополь
два договора на переводы - «Ромео и Джульетты» и сборника польского поэта Юлиуша Словацкого. По приезду он сразу приступил к Шекспиру. Конец работы был ознаменован публичным чтением трагедии в Доме учителя.
Слайд 12После поездки в Марбург Пастернак отказался от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на
философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние
Борис Пастернак
Николай Асеев
Сергей Бобров
Владимир Маяковский
Слайд 13Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»),
первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке — 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
Слайд 14В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак
провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь.
Слайд 15Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному
ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине (а после прихода к власти нацистов — в Лондоне). Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.М. Рильке.
А.В. Луначарский
Р.М. Рильке
Марина Цветаева
Слайд 16На конец 1920-х — начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского
признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.
Н.И. Бухарин
Слайд 17В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами
восхищения к И. В. Сталину. Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.
И.В. Сталин
Слайд 18В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении
«В больнице»: «О Господи, как совершенны
дела Твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной…»
Слайд 19По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года больной Пастернак, в
предчувствии близкой кончины, попросил свою знакомую Е. А. Крашенинникову о исповедании.
Пастернак умер от рака лёгкого 30 мая 1960 года в Переделкине. Сообщение о его смерти было напечатано в «Литературной газете» (выпуск от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня)[.
Слайд 20Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище. Много людей (среди них Наум Коржавин, Булат
Окуджава,Андрей Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта. Автор памятника на его могиле — скульптор Сарра Лебедева.
Сарра Лебедева
Слайд 21Памятник неоднократно осквернялся, и к 40-й годовщине смерти поэта была установлена
точная копия памятника, выполненная скульптором Дмитрием Шаховским.
В ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года вандалы осквернили и этот памятник. В настоящее время на могиле, расположенной на крутом склоне высокого холма, для укрепления восстановленного памятника и предотвращения сползания грунта сооружён мощный стилобат, накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны (умерла в1966 году), младшего сына Леонида (умер в 1976 году), старшего — Евгения Борисовича Пастернака и пасынка Адриана Нейгауза. Также была устроена площадка для посетителей и экскурсантов.
Дмитрий Шаховский
Слайд 22Чистополь стал для Пастернака своего рода духовным пунктом переосмысления своего драматического
опыта и былых иллюзий.
«Я в большом долгу перед Чистополем, - писал в 1951 году Пастернак чистопольским школьникам. - Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц».
Слайд 23https://ru.wikipedia.org/wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович
http://www.litra.ru/biography/get/biid/00213601240933050161/
http://pasternak.ouc.ru/biografiya.html
Информация взята из: