Слайд 1ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Влияние цветовой гаммы стихотворений
Есенина на настроение слушателя
Выполнила: Егорова Уля,
ученица
8 класса МБОУ «ТГЭГ им. Е.А. Степановой»
Научный руководитель: Кычкина Т.А.,
Учитель русского языка и литературы
Слайд 2Сергей Есенин – неповторимый и самобытный художник слова, лирик. Всё его
творчество – это непередаваемая поэма о человеке и его любви к родной Земле.
Лирика Есенина пронизана насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Ее оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.
Слайд 3Актуальность
нашего исследования определяется низкой степенью изученности влияния цветовой гаммы поэзии С.А.
Есенина на слушателя. Проведен сравнительный анализ символики цвета в психологии и лирике С.А. Есенина.
Слайд 4Объект исследования
Цветовая символика в поэзии С.Есенина
Проблема:
Влияет ли на настроение слушателя цветовая
символика Сергея Есенина.
Слайд 5Цель:
Проанализировать цветовую символику поэзии и выявить влияние стихотворений Сергея Есенина на
слушателя.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что идейно-смысловой анализ цветописи лирики Есенина найдет отражение в социологическом исследовании.
Слайд 6Цель и гипотеза обусловили следующие задачи:
Собрать и систематизировать литературно-критический материал по
теме исследования;
Провести текстовый анализ стихотоврений С.А. Есенина;
Описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.А. Есенина
Определить частотность употребления цветов в лирике С.А. Есенина;
Провести социологическое исследование среди учащихся Тогусской гимназии.
Соотнести результаты социологического исследования с особенностями символики цвета лирики Сергея Есенина и психологии.
Слайд 7Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования, анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых
ассоциаций, социологическое исследование, математическая обработка полученных данных.
Слайд 8Чтобы достичь целей:
Провели математическую обработку результатов.
Анализ 150 поэтических произведений Есенина
Социологическое
исследование
среди учащихся 5-11 классов.
Всего: 59 уч.
Слайд 9Частотность употребления цветов
Слайд 10«Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают
ощущение необъятности степных просторов России», создают атмосферу светлой радости бытия. Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию связывал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью»
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту, честность, мудрость и открытость.
Исходя из изученного мы определили, что синий цвет символизирует «свободу, открытость».
Слайд 11 Белый цвет в лирике Есенина- символ чистоты, сияющего света, начала
новой жизни:
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…»
(1913г.)
Белый- духовный хранитель. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Белый цвет никого не отталкивает, нравится людям разных характеров.
Белый цвет - чистота и добродетель.
Слайд 12Поэт «одел» Русь в «зеленую шаль». Поэт употребляет зеленый цвет как
цвет растительности, пробуждения, весны, надежды, начала новой жизни:
«зелень озер»
«приволь зеленых лех»
«в траве зеленая вода»
«зеленые пригорки».
Зеленый цвет- цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление.
Мы определили зеленый цвет, как цвет пробуждения и вдохновения
.
Слайд 13Желтый и золотой цвета чаще всего употребляются Есениным в стихотворениях с
церковной тематикой.
«И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.»
Пристрастие к желто-золотому цвету психологи трактуют как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.
Мы определили желтый и золотой, как цвета спокойствия.
Слайд 14Красный цвет для Есенина – цвет любви, горения, страсти:
«Из-за леса, леса
темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки- лучи багровые…»
Красный цвет- цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного. Красный символизирует могущество, огонь, и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство.
Мы определили красный цвет, как цвет волнения.
Слайд 15 Символика черного и серого цветов негативна. Наиболее ярко это
демонстрируется
в поэме Есенина «Черный человек»,
где все страшное, беспощадное, злое отношение
к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется
в черном, дьявольском подобии человека.
В стихах с 1910-1916 годы черный и серые цвета,
на наш взгляд, не имеют отрицательного значения,
обозначает просто цвет:
«Понакаркали черные вороны…»
«Черной тенью тиснутый портрет…»
Черный цвет ассоциируется с черной ночью, когда властвуют силы зла, серый – со спокойствием.
Мы связали черный цвет с беспокойством, раздражением.
Серый цвет мы связали с легкой грустью, тоской.
Слайд 16В чем заключается социологическое исследование?
Чтобы определить влияние стихотворений Есенина на настроение,
мы организовали прослушивание аудиозаписей следующих стихотворений:
«Гой ты, Русь, моя родная»
«В том краю, где желтая крапива»
«Осень»
Задача участников заключалась в том:
чтобы записать цвета которые они увидели в своем воображении.
и ответить на вопрос: «Как повлияло прослушивание стихотворения на мое настроение?».
Слайд 17Итоги социологического исследования
Слайд 18Как повлияло на мое настроение чтение
Слайд 19Как повлияло на настроение слушателей?
Слайд 20Заключение
Проведя исследование использования цветовой гаммы в лирике Сергея Есенина, мы пришли
к выводу, что использование цветов в поэзии – значимое средство выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций. По палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.
Слайд 21Выводы:
1. С помощью слов, соответствующих краскам, Сергей Есенин сумел передать
тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствует передаче различных настроений.
2. Анализ социологического исследования показал, что наша гипотеза нашла подтверждение только частично. Необходимо провести дополнительные исследования с еще большим количеством участников, поэтических произведений поэта.
3. Прослушивание и чтение стихотворений Сергея Есенина ни на одного участника не повлияло отрицательно.
Слайд 22Перспективы проекта
Перспективу нашей дальнейшей работы мы видим в том, чтобы соотнести
цветовую гамму не только с анализом стихотворений, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.
Привлечь к социологическому исследованию еще большее количество участников для полного подтверждения гипотезы.