Слайд 1
По стране Языкознания
«Язык есть вековой труд целого поколения.»
В. И. Даль
Слайд 2Цели занятия:
1) расширить знания учащихся об истории развития русского языка;
2) привитие
интереса к искусству слова;
3) повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
Задачи:
- выявление творческого потенциала учащихся;
расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование их компетентности по русскому языку.
Слайд 3История развития русского языка
до 6 века - общеславянский язык
6-14 века
распад единства славян
Восточная народность Западная народность Южная народность (древнерусский язык) (поляки, чехи, словаки, (болгары, сербо-хорваты,
поморские славяне…) словенцы, македонцы)
14 -15 века – распад восточнославянского языка
русский украинский белорусский
17-20 века – формирование русского национального языка.
Слайд 4
Установите соответствие. Заполните пропуски:
Слайд 5Объясните значение старославянизмов
– глаза
– щеки
– губы
– лоб
– плечи
– шея
– рука
– правая
рука
- левая рука
– палец
Слайд 6Бить баклуши
Вилами по воде писано.
От доски до доски…
Бить баклуши –
бездельничать.
Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
А знаете ли вы, что означают следующие выражения ?
Слайд 7«Вилами по воде писано» - выражение это означает следующее: очень все
сомнительно, неясною первоначальное значение слова вилы – «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия (вспомните «вилок капусты»)
+
+
=
Вилами по воде писано
Слайд 8«От доски до доски» - это выражение связано с книгой. У
старых книг переплеты были массивные. Их делали из досок, которые обтягивали кожей.
Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
Слайд 9
Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся
цвет всей его духовной жизни...
А. Д. Ушинский
В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мудрость народа переходила от одного поколения к другому. Так передавались сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Все это жанры устного народного творчества (фольклора).
Слайд 10Появление славянской письменности
Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло
гораздо позднее. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества.
Цивилизация возникает
вместе с появлением письма.
Без письма были бы невоз-
можны те достижения науки,
техники, культуры, которыми
современный мир отличается
от первобытного.
Слайд 11Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки.
Кирилл (до принятия монашества в
869 - Константин) и Мефодий, славянские просветители, проповедники христианства, создатели славянской азбуки первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.
Слайд 13 Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом
и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. Азбука – само название образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.)
Эта азбука положена в основу нашего алфавита.
Кириллица
Слайд 15Современный алфавит
А а
Б бе
В ве
Г ге
Д де
Е
Ё
Ж
же
З зе
И
Й и кратное
К ка
Л эль
М эм
Н эн
О
П пэ
Р эр
С эс
Т тэ
У
Ф эф
Х ха
Ц цэ
Ч че
Ш ша
Щ ща
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Слайд 16Реформы в русском алфавите
Наиболее важные реформы кириллической азбуки проводились в Петровскую
эпоху (Петр Первый провел реформу церковной кириллицы и создал гражданский алфавит в два приема: в 1708 г. и в 1710 г. (окончательный вариант)
и после Октябрьской социалистической революции, оба этих этапа реформирования отражали процессы демократизации письма и упрощение графики.
Слайд 17Какие буквы исчезли, а какие появились за этот период?
Исчезли: зело,
и-десятеричное, омега, ре,ер, ерь, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита, ижица.
Появились: й, ё, э, ю, я.
Слайд 18Алфавит русского языка с 33 буквами существует официально лишь с 1942
года. Ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы.
Почему?
Поскольку Е и Ё
рассматривались как
варианты одной и той же
буквы.
Слайд 19Из истории буквы Ё
Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте
в 1797 году – в стихотворении Н.М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы.
Но есть исторические сведения, что автором буквы была Е.Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук, – писатель же лишь впервые использовал эту букву на практике.
До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак io, появившийся в русском письме под влиянием польской графики: слioзы читается как [сл’озы].
Слайд 20«Грамота – к мудрости ступенька »
Основоположником грамматики был философ
Аристотель (4 век до н .э .), который создал учение частях речи и падежах.
В России славянская грамматика была составлена в 16 веке Дмитрием Толмачом.
Первую подлинно научную грамматику русского языка создал великий русский учёный
Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 21В 1904–1912 гг. подготовкой реформирования и упорядочения правил орфографии занялась Орфографическая
комиссия Академии наук. Ее возглавляли сначала Филипп Федорович Фортунатов, затем академик Алексей Александрович Шахматов.
Однако реформа была проведена далеко не сразу, а только в 1917–1918 годах двумя декретами советского правительства. Реформа проводилась очень решительно: революционные матросы изымали из типографий упраздненные буквы, при этом бывали и нелепые ошибки – какие?
(С буквой ъ.)
Слайд 22Реформа языка в 20 годах 20 века
В 1916 г. Марина Цветаева
писала в «Стихах к Блоку»:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Объясните, почему М.Цветаева насчитывает в фамилии Блока 5 букв.
Слайд 23Реформа 1956 года
В 1956 году был принят новый «Свод правил русской
орфографии» и на нем основан "Орфографический словарь русского языка". Тогда многие написания были упорядочены, а некоторые изменены. Эти правила пока и составляют систему русского современного правописания. Они лежат в основе всех издающихся в настоящее время словарей и справочников по орфографии и пунктуации и являются базой содержания школьных программ по русскому языку.
С 1962 по 1964 г. работала Орфографическая комиссия в Институте русского языка АН СССР под руководством академика Виктора Владимировича Виноградова, был подготовлен «Проект по усовершенствованию русской орфографии», опубликованный, но не принятый по результатам обсуждения.
Слайд 24Непринятый проект
Некоторые выдержки из положений их работы:
1)Оставить один разделительный знак
ь: подьезд, обьем
2) После ц писать всегда и: циган, циркуль,
огурци, бледнолиций, сестрицин и т.д.
3) После ж, ч, ш, щ, ц писать под ударением о, без ударения - е: жолтый, жолудь, шов, течот, окружонный, жжот, но желтеть, желудей, щека, чернеть, плачем и т.д. После ж, ш, ч, щ не писать ь: доч, мыш, рож, стрич, выпеч, читаеш и т.д.
4) Отменить чередование в корнях: -зар-//-зор, -раст-//-рост, -гар-//-гор, -плав-//-плов- и т.д.
5) Упростить написание н - нн в причастиях. В приставочных причастиях пишется нн (израненный, написанный, перегруженный), в бесприставочных - н (раненый в руку, писаные маслом картины, груженая кирпичом машина).
6) Писать все частицы раздельно.
7) Изъять исключения: 1) писать жури, брошюра, парашут; 2) писать заенька, паенька, баеньки, 3) писать а) достоен, б) заец, заечий; 4) писать деревяный, оловяный, стекляный.
и т.д.
Слайд 25Реформа 2009 года
Согласно нормам «Словаря ударений русского языка» И.Резниченко теперь официально
можно говорить «договОр» и «дОговор», «йОгурт» и «йогУрт», «по срЕдам» и «по средАм». В тоже время «свеклА» и «квАртал» неправильные варианты, верно - «свЁкла» и «квартАл».
Слайд 26«Грамота – к мудрости ступенька »
Русский язык красочен и разнообразен, необычайно
богат по своему словарному составу, но это богатство было бы мёртвым капиталом, если бы не грамматика, которая из отдельных кирпичиков-слов строит величественное здание – язык целого народа.
С.И.Ожегов
Слайд 27
Викторина «Занимательная грамматика»
1. Прочитайте, поставьте ударение.
кладовая
звонит
балованный
закупорить
намерение
эксперт
издавна
разомкнутый
феномен
облегчить
кладовая
звонит
балованный
закупорить
намерение
эксперт
издавна
разомкнутый
феномен
облегчить
Слайд 282. Подберите прилагательное
вестибюль
вермишель
тюль
кофе
пенальти
музей-квартира
салями
шампунь
просторный
длинная
светлый
горячий
неожиданный
отреставрированный
свежая
дорогой
Слайд 293. Образуйте множественное число существительных
торт
шум
сорт
ка́тер
шо́мпол
офице́р
шофёр
лектор
директор
профессор
торты
шумы
сорта́
катера́
шомпола́
офице́ры
шофёры
ле́кторы
директора́
профессора́
Слайд 304. Читайте буквы по ходу часовой стрелки и в обратном порядке,
но обязательно подряд. Где больше написано различных слов и что это за слова ?
1круг : сок , кол , око , село , осёл , сокол , лес , лесок , колесо ,оселок .
2 круг : око, сок , коса , осадок , оса ,сад , садок ,ад , док , код , ода .
Слайд 31 Язык - это история народа. Язык -
это путь цивилизации и культуры.... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...
А.И.Куприн
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Берегите чистоту языка, как святыню!
И. С. Тургенев