Слайд 1«Васюткино озеро»
Виктор Петрович Астафьев
Слайд 2Вспомните известные вам пословицы о труде.
Скучен день до вечера, коли делать
нечего.
Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.
Без дела жить — только небо коптить.
Не потрудиться — так и хлеба не родится.
Золото не золото, не быв подмолотым.
Кто толчет, тот и хлеб печет.
Глаза глядят, а руки делают.
Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.
Не терт, не мят, не будет калач.
Работа да руки — надежные в людях поруки.
О добре трудиться — есть чем похвалиться.
Слайд 3«...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле».
(В. П. Астафьев).
Почему Астафьев начал писать?
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.
Слайд 4Био- — жизнь, -графо- — пишу.
Автобиография — описание своей жизни.
Автобиографическое произведение
— произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
Слайд 5«Васюткино озеро».
Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного
героя.
Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
Слайд 6Холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара.
Какие части речи
соединяются в этих словосочетаниях?
Эпитеты — художественные определения.
Холодная изморось, хилые березки.
Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы.
Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).
Слайд 7Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что
в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
Слайд 8Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
Писатель рассказывает много интересного
о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
Слайд 9Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
Васютка заблудился,
погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
Слайд 10Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился?
Как он вел себя
в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
Слайд 11Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Мать настаивала,
чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать».
Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека.
Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
Слайд 12Как вы понимаете слова:
«Трепет перед драгоценным «припасом» (так охотники называли
порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
«Трепет перед драгоценным «припасом» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко.
Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
Слайд 13Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он
заблудился, или день, когда начался дождь?
Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить.
Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер.
Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей.
Силы мальчика были на исходе.
Слайд 14
Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно
уловил что-то похожее на комариный писк и замер» (с. 138) — до слов: «— ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..»
Слайд 15Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Васютка нашел
озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
Слайд 16Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ «Васюткино озеро» начинается
и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте».
В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.».
На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия.
На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».
Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.
Слайд 17Литература и изобразительное искусство.
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним
строки из текста (11-й вопрос).
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова.
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Слайд 21 План
Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение
Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?