Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Виды
заданий на уроке русского языка
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Голыш О.О.)
Слайд 2приемы толкования значения отдельных слов:
-показ предмета, действия или признака, называемого словом;
-перевод
слова на родной язык;
-морфемный или словообразовательный анализ слова;
-обращение к этимологии слова;
подбор синонимов и (или) антонимов;
-элементарное определение понятия на родном или русском языках.
Слайд 31. Какое из данных слов (летят, плывут) можно вставить в оба
предложения?
По небу... облака. Корабли... к берегу.
2. Запиши предложения, заменяя слово идёт близкими по смыслу.
Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.
Слайд 4 Найди в словаре толкование слова розетка.
Придумай такие предложения, чтобы
это слово употреблялось в разных значениях.
Слайд 5Соедини близкие по смыслу слова:
огонь грязный
Чистый
алый
красный скакать
бросать пламя
прыгать озорник
Шалун кидать
Какие слова остались без пары?
Слайд 6Спиши предложения, заменяя выделенные слова близкими по значению.
Девочка искала книгу,
которая исчезла со стола. На улице был холод, и мы остались дома. Приятели играли во дворе. На ветке сидела небольшая птичка.
Слайд 7Узнай слово по его значению.
Тот, кто сражается с врагом, – ...
Сильная
метель, снежная буря – это...
Маленькая собачка – ...
Хлеб с маслом, сыром или колбасой – ...
Загородный дом для летнего отдыха – ...
Слайд 8Из каждого предложения выпиши парами слова с противоположным значением.
Родимая сторона –
мать, а чужая мачеха.
Труд кормит, а лень портит.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Ближний сосед лучше дальней родни.
Слайд 9
Определить значение устаревших слов на примере литературных произведений
(например, «Ночь перед
Рожеством» и т.д.)
Слайд 10Соедини слова с противоположным значением:
Нашёл светло
Чистый поднял
Уронил
грязный
Темно редкий
Восход потерял
Частый встал
Сел закат
Слайд 12Игра «Составь пару», элементы беру из художественных произведений.
Например, вспомним произведение
А.И. Куприна «Золотой петух».
Подобрать прилагательные к слову петух, утро, заря и т.д.
Также из прочитанных произведений выбираем героев, характеризуем их прилагательными.
Слайд 13 Урок - игра.
Особенно нужно выделить
литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге.
Слайд 14"Футбол".
Игра проводится либо на 1 этапе изучения темы/раздела либо на
последнем, повторительно-обобщающем.
Класс делится на 2 команды.
Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.
Слайд 15
«Найди лишнего»
Нужно найти лишнее слово, объяснить по какому признаку, объяснить орфограмму:
а)
красоваться, радоваться, огорчается
б) беречь, дочь, ночь
в) рисует, пишешь, танцует
Слайд 16Редактирование текста способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти.
Этот метод хорош для создания ситуации успеха, при этом развивается эмоционально –волевая сфера ученика.
Исправление ошибок
Бирегите друк друга,
Дабротой сокривайте.
Бирегите друк друга,
Абижать не довайте.
Бирегите друк друга,
Суету пазабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом пабудьте!
Слайд 17Речетворчество.
-подготовка сообщения на определённую тему,
-описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации,
анализ
эпизода
-рассказ от лица героя произведения,
Слайд 18«Загадка в загадке», при выполнении которого дети не только вставляют пропущенные
буквы, но, отгадав загадку, определяют лексическое значение и часть речи.
Что за зверь л…сной
Встал, как столбик, под с…сной
И ст…ит среди тр…вы –
Уш… больше г…л…вы?
Слайд 19Задание «Составь слово»:
при выполнении этого задания нужно из одного
предложенного слова
составить несколько таких, в которых были бы такие буквы.
Составить предложения с этими словами.
Слайд 20Нетрадиционные типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- художественное чтение;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Слайд 215-минутное эссе.
Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия,
чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1. написать,что они узнали по новой теме;
2. задать вопрос по теме.