Слайд 1Виды сочинений и работа с ними
Слайд 2Развитие речи
работа над звуковой стороной речи;
работа над словом;
работа над словосочетанием и
предложением;
работа над связной речью
Слайд 4Сочинение
-Это вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний
на заданную тему , высшая форма проявления творческих способностей ребёнка
Слайд 5Задачи сочинения, как вида работы
Развитие творческого начала;
Дисциплина мышления;
Развитие
способности грамотно выражать свои мысли и выбирать языковые средства для этого;
Повышение уровня речевой культуры и культуры поведения в целом
Слайд 6Классификация сочинений
по характеру используемого языкового материала бывают: на литературные темы, по
сюжетным картинкам ,по демонстрационным картинам, на основе жизненного опыта;
по типу текста: описание, повествование, рассуждение и смешанного типа;
по жанру: очерки, объявления, отзывы, рассказы, письма, заметки в газету;
по стилю: художественные , публицистические ,деловые
По психолог. источнику: памяти, восприятию, воображению
Слайд 7Традиционные виды сочинений
Повествовательные тексты представляют собой описание ряда последовательных событий.
В повествовании используют слова и словосочетания: сначала ,затем , потом, после этого, и др.
Результат повествования – рассказ, основанный на случае, эпизоде, происшествии. Рассказ включает части: завязку, кульминацию, развязку.
Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться
Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, чаще форма прошедшего времени совершенного вида.
Слайд 8Традиционные виды сочинений
В основе описания —перечень признаков предмета, явления, то есть
объекта описания (природа, личность, и др.)
Структура описания включает:
- общее представление о предмете («данное»);
- описание признаков объекта, деталей, частей («новое»);
- отношение автора к описываемому.
В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.
Слайд 9Традиционные виды сочинений
В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса.
Текст-рассуждение
включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.
Доказательства: факты из жизни, факты из литературы, сопоставление фактов и др.
Виды сочинений-рассуждений: рассуждение-ответ на вопрос; рассуждение на дискуссионную тему; рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.
Побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения, повторы , фразеологизмы ,вводные слова ,союзы
Слайд 10Подготовка к работе с сочинением-повествованием
Составить предложение из отдельных слов (спит, в,
медведь ,берлоге ,бурый ,сладко)
Составь предложение, используя 1 словосочетание (в зимнем лесу, сильный ветер, прячутся в норках, зелёная ёлка)
Вставить слова и предлоги (Нет …… пустыне вкусных блюд, ест колючки наш………)
Сюжетные картинки
Слайд 11Подготовка к работе с сочинением-описанием
Подобрать красочные определения ( дана таблица со
словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна)
Ответить на вопросы, подобрав сравнения(Как переливается снег? Как сверкают снежинки? ). Пронаблюдать, а затем ответить ( Как светит солнце? Каких цветов радуга?)
Прочитать текст, зарисовать иллюстрации к нему
«Вхождение в картину» : ответить на вопросы: Что тебя окружает? Что тебе особо понравилось? Что заставляет грустить?
Отгадывание загадок:( Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. )
Работа со словарём ,нахождение определений(оттенок тёмно-красного цвета, в который окрашиваются листья осенью- багряный)
Подбор синонимов и антонимов к словам
Слайд 12Подготовка к работе с сочинением-рассуждением
Ответить на вопросы учителя с опорой на
текст ( найти в нём подтверждение)
Прослушать рассказ либо стихотворение и ответить на вопросы: какая проблема рассматривается в тексте? Где герои рассуждают? Найти аргументы в тексте
Ответить на вопрос почему? с использованием слов я думаю ,я считаю ,потому что, например
Слайд 13Новые виды сочинений
Сочинение-загадка ( 1 класс)
-Этап подготовки: чтение загадки, дети отгадывают
предмет или явление
-Разбор текста: дети размышляют, что им помогло определить отгадку?(Признаки предмета или явления)
- Выбор нового объекта для загадки , выделение признаков описываемого объекта, подбор сравнений с другими предметами
Словарно-орфографическая и пунктуационная работа.
Коллективное составление загадки
Написание и самопроверка
Слайд 14Новые виды сочинений
Сочинение-записка( знакомство с деловым стилем)
Подготовительная работа: дети выясняют кому
может быть адресована записка и с какой целью. По цели сообщения записки бывают: с напоминанием, с предупреждением, с просьбой и др.
Для примера даются несколько вариантов записок: анализируется структура (имя того, кому адресовано, само сообщение и указание имени автора). Устанавливается цель и адресат для новой записки
Орфографическая и пунктуационная работа
Самостоятельное написание и самопроверка
Слайд 15Новые виды сочинений
Сочинение-тест ( 2 класс)
Уточнение понятия «тест» и его целей,
формулировка темы и целей урока
Сочинение пишут на основе прочитанного литературного произведения или на тему личности ученика. По ряду вопросов ученик воспроизводит сюжет рассказа либо анализирует свои мысли и поступки.
Даются вопросы и объясняется суть задания. Обязательно проведение словарно-орфографической и пунктуационной работы. Затем – самостоятельное выполнение и самопроверка.
Слайд 16Новые виды сочинений
Сочинение-совет( 2 класс)
Уточнение понятия «совет»,формулировка темы и цели урока
Разбор
прочитанного литературного произведения, выявление проблемы. Задаётся вопрос детям: как вы думаете, какой вывод сделал главный герой? Какой он бы дал совет на будущее себе и другим? Важно, чтобы дети понимали, на какой порок указывает автор рассказа, что не одобряет.
Устно придумываются варианты такого сочинения-совета( коллективная работа)
Орфографическая и пунктуационная работа,
Самостоятельное выполнение и самопроверка
Слайд 17Сочинение по картине
1. Подготовка учителя к работе над сочинением (определение целей
урока и задач, выбор картины, изучение биографии художника, истории создания картины, анализ картины, составление плана беседы по картине)
2. Подготовка учащихся к сочинению (содержательная либо эмоциональная). На уроках русского -диктант, творческое изложение
3. Урок обучающего сочинения по картине
-молчаливое первичное рассматривание картины
-беседа, коллективный анализ
-выявление основных микротем
-коллективное либо самостоятельное составление плана сочинения
Слайд 18Сочинение по картине
-определение типа текста и стиля сочинения. Работа над языковыми
средствами.
-орфографическая подготовка
- письменная работа учащихся на черновике, затем в чистовом варианте
-самопроверка
4. Анализ работ учителем (анализ и исправление ошибок ,допущенных учащимися; урок по редактированию и совершенствованию текста сочинения, самостоятельное редактирование учащимися текста сочинения)
Слайд 23Урок редактирования
Общий анализ работ;
Выделение ошибок и проблемных мест;
Зачитывание наиболее удачных сочинений;
Самостоятельное
редактирование и совершенствование текста сочинения учениками