Слайд 1Виды подчинительной связи в словосочетаниях
Русский язык
8 класс
2017год
Слайд 2Вспомните,что знаете о
словосочетании? Сделайте вывод!
Составьте словосочетание со словом, чтобы
оно было:
1) главным
2)зависимым
зима
( лютая зима- люблю зиму , недолго до зимы,снежная зима – кататься зимой , мечтаю о зиме, долгая зима, красив зимой. Зима и лето,перед зимой. (Что можно сказать о последних сочетаниях?)
Слайд 3Работа по парам.
Задайте однокласснику, сидящему рядом,
3 вопроса
по предыдущей работе . Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
Слайд 6 Пометки на полях» (Инсерт).
Прочитайте материал
параграфа 10. Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Сделайте вывод о видах подчинительной связи.
5. Как вы думаете, почему так называются виды связи?
Слайд 8Найди словосочетание с согласованием
Неожиданный поступок
Получил из-за непрятностей
Поступить милосердно
Очень неприятно
Слайд 9Найди словосочетание с управлением
Прийти с подарком
радостное событие
Поступить милосердно
Очень грамотно
Слайд 10Найди словосочетание с примыканием
Получилось горько
Лес и поляны
Разноцветные листья
Лес опустел
Слайд 11Найди словосочетание с согласованием
Читающая молодежь
Приклеить к стене
Весьма кстати
Прийти на консультацию
Слайд 12Найди словосочетание с управлением
Находится за городом
Пригородный поселок
Городской парк
Парк прексрасен
Слайд 13Найди словосочетание с примыканием
Писать аккуратно
Человек аккуратен
Аккуратный человек
Отметить в конспекте
Слайд 14Найди лишнее словосочетание
Подарить подарок
Невыученные уроки
Разросшийся куст
Положительный пример
Слайд 15Найди лишнее словосочетание
Приятно слышать
Приятные слова
Умные речи
Способный ученик
Слайд 16Найди лишнее словосочетание
Небрежность в работе
Толкать палки в колеса
Работал спустя рукава
Сесть в
лужу
Слайд 17Найди ошибку в управлении
Уверенность в победу
Верящий в победу
Директор магазина
Опираться на факты
Слайд 18Запиши предложения, подчеркни грамматические основы. В чем особенность подлежащих?
Двадцать
миллионов жителей России ежегодно заходят в социальные сети.(1) Наша страна занимает первое место в мире по этому показателю среди стран Европы.(2) В среднем каждый из этих россиян проводит в интернет- сообществах 51 минуту в день.(3)
Слайд 19Выполни задания:
Задание 1.
Укажи в предложении (1) словосочетание с синтаксической связью примыкание.
Задание
2.
Укажи в предложении (1) словосочетание с синтаксической связью согласование
Задание 3.
Являются ли слова: страна занимает в предложении (2) словосочетанием?
Задание 4.
Укажи в предложении (2) словосочетание с синтаксической связью согласование.
Задание 5.
Является ли слова: каждый в интернет-сообществах в предложении (3) словосочетанием?
Слайд 20Проверь себя:
1.Заходят ежедневно
2.В социальные сети
3.Нет,это грамматическая основа
4.Наша страна, по этому показателю
, первое место
5.нет, не связаны между собой
Слайд 21 Определить вид подчинительной связи.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы,
идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Слайд 22Проверь себя:
Желтеющие листья(с), падают вниз(п), срезать грибы(п), идти с братом(у), тяжелая
корзина(с), трещит впереди(п), добросовестные труженики(с) ,легко дышится (п), владеть речью( у), уверенность в будущем(у), пестрый ковер(с), помогать по-соседски(п).
Слайд 23 Лингвистическая задача.
Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).
Задание :отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.
Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.
Слайд 24 Выпишите из фрагментов стихотворений А.С. Пушкина по 2-3 словосочетания
с различными типами связи. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите тип связи в словосочетании.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд 25Синквейн
1.Словосочетание
2.Главное и зависимое
3.Соединяет, конкретизирует, уточняет
4.Научился определять вид связи
5.Знание
Слайд 27Информация
Пояснение. Можно использовать накопительную систему баллов за правильные ответы
,теста, заданий и т.д. , параграф 10 по учебнику Львовой СИ.
Презентация создана Горюновой Л.А. ,учителем русского языка и литературы
МОУ СОШ №78, Забайкальского края.
Источник шаблона:
«Хамадиева Наталья Александровна учитель-логопед
МАОУ лицей «Синтон», г Чайковский Пермского края,