Слайд 2Грэй (не)ут..мимо изучал зáмок делая пор..зительные открытия. На ч..рдаке он наш..л
(с)перва(2) стальной рыцар..ский хлам и книги перепл..тё(н,нн)ые(3) в кожу. (За)тем – и(з/с)тлевшие одежды и полчища г..лубей.
Слайд 3В погреб.. он то(же) увид..л (не)что интерес..ное. (З/С)десь, в мутном свет..
острок..нечных
окон пр(и/е)давле(н,нн)ых треугольн..ками каме(н,нн)ых сводов ра(з/с)пол..гались маленькие и большие боч..ки. А самая большая была в форм.. плоск..го круга, она зан..мала всю попереч..ную стену.
Слайд 4Ст..летний тёмный ду(б/п) её стенок бл..стел, как отшлифова(н,нн)ый. Среди боч..нков стояли
в плетё(н,нн)ых к..рзинах пузатые бутылки (тёмно)син..го и з..лён..го стекла. На к..мнях и на земля(н,нн)ом полу р..сли серые грибы на тонк..х но(ж/ш)ках.(4) Огромная п..утина зол..тилась в дальн..м углу когда вечером со..нце высматр..вало её последн..м луч..м.
Слайд 5Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых
выделенные слова являются
предлогами.
1) (В)виду снегопада движение на дорогах затруднено.
2) Очень опасно переходить дорогу, (не)смотря по сторонам.
3) (В)продолжени.. инструкции включили новую информацию.
4) Метели не прекращались (в)течени.. января.
Слайд 6Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами.
1) Он волновался
так(же), как и я.
2) Ты то(же) выучил это правило?
3) Я долго работал, за(то) всё сделал.
4) Что(бы) сказать тебе в утешение?
Слайд 7Поставьте знак ударения в следующих словах.
Создан, смолоду, избалованный, красивее
Слайд 8Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Наполненная
фруктами корзина стояла на столе.
2) По окончанию уроков мы пошли домой.
3) Спортсмены, надев лыжи, вышли на дистанцию.
4) Вернувшись с прогулки, у меня заболел зуб.
Слайд 9Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений
не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Два ряда тесно посаженных елей образовали красивую аллею.
2) Я шёл по аллее усыпанной еловыми иглами и вдыхал запах свежей хвои.
3) Ломая ветви деревьев на своём пути лось выбежал из чащи.
4) Возвращаясь с охоты я набрёл на лесное озеро отыскал полянку для отдыха.
Слайд 10Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений
не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Прибыв на станцию я поехал в усадьбу просёлочной дорогой.
2) Посаженные мной около забора берёзки теперь выросли и зазеленели.
3) Не оставляя мечты стать писателем я завёл себе тетрадь для творчества.
4) Друзья мои поверьте в искренность моего замысла читая эти строки.
Слайд 11Текст 2
(1)Осень в этом году стояла сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи
долго не желтели.
(3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно
переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала,
позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом.
(8)Это курлыкали журавли.
Слайд 12(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо
к югу. (11)Они уверенно и мерно направлялись на юг, летели к тёплой стране с прекрасным именем Таврида.
(12)Я швырнул вёсла и долго смотрел на журавлей. (13)По береговой просёлочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (14)Вдруг шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
– (15)Счастли́во, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
(16)Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, а открыл боковое стекло, высунулся и всё смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (17)И всё слушал плеск и переливы птичьего крика над опустевшей по осени землёй.
Слайд 13(18)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил
меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (19)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
(20)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (21)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным
в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(22)Да что говорить! (23)Каждый осенний лист был шедевром!
(24)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25)Этим искусством уверенно владела
только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.
Слайд 14Определите и запишите основную мысль текста.
Слайд 15Определите, какой тип речи представлен в предложениях 22–25 текста. Запишите ответ.
Какое
впечатление произвёл на шофёра грузовика вид улетающих на юг птиц? Запишите
ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые
подтверждают Ваш ответ.
Слайд 16Определите и запишите лексическое значение слова «величавый» из предложения 21.
Ответ. Величавый
–
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 12–14, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
Слайд 17Объясните значение пословицы Слово – серебро, а молчание – золото, запишите
Ваше
объяснение.
Ответ. Данная пословица означает: