Слайд 1МКОУ «Могилевская СОШ им Азизова Н.У.»
Хасавюртовский район
учитель
Слайд 41. Прочитайте суждения. В некоторых из них допущена ошибка или неточность.
Внесите, где нужно, необходимые исправления.
А) Фонетика изучает звуки.
Б) Буква, как и звук, является единицей языка.
В) Каждая буква русского алфавита обозначает один или несколько звуков.
Г) В русском языке 10 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я.
Д) В русском алфавите 33 буквы, что соответствует общему количеству звуков.
Е) Буквы Н, М, Л, Р, Й являются сонорными, то есть звонкими непарными.
Ж) Фонетическая транскрипция – это точная запись звучащей речи.
З) Орфоэпия изучает правила произношения слов.
Слайд 5Тест по теме "Фонетика и фонетический разбор"
1. В каком слове произносится
мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание
2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?
1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос
3. В каком слове произносится звук [ а ] ?
1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить
4. В каком слове произносится 2 согласных звука?
1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет
5. В каком слове произносится звук [й]?
1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить
7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг
8. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный
9. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет
Слайд 6Отгадай мультфильмы
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р -
с - л - чк -
Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь
К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д - !
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
Слайд 9Выберите правильное соотношение лексических понятий и их определений.
1.ОМОНИМЫ
2. СИНОНИМЫ
3.МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
4.АНТОНИМЫ
А.
Слова, имеющие два и более значений, связанных между собою сходством по какому-либо признаку.
Б. Слова, имеющие совершенно разный смысл, совпадающие по звучанию и написанию.
В. Разные слова, одинаковые или похожие по смыслу
Г. Слова, противоположные по значению, смыслу
а) 1-А, 2- Б, 3- В, 4-Г б) 1 –Б, 2- В, 3- Г, 4-А
в) 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г г) 1-В, 2- Г, 3-А, 4-Б
Слайд 10Задание № 4 Укажите предложение, содержащее антонимы
а) Любишь брать, люби и отдавать.
б) Хвалился, хвалился и с горы свалился.
в) Не красна изба углами, а красна пирогами.
г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Слайд 15 Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Разберите по составу выделенные слова.
Ямщик поскакал но всё поглядывал на
восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. "Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!" (А.С. Пушкин)
Слайд 20Раскройте скобки и выберете правильное написание НЕ с глаголом.
(Не)мог, (не)знал, (не)долюбливал,
(не)навидел,
(не)хотел, (не)жил, (не)годовал, (не)доумевал, (не)понял, (не)скажу, (не)здоровится.
Раскройте скобки и выберете правильное написание ТЬСЯ/ТСЯ.
Бьет( )ся лебедь, люди толпят( )ся,
надо умыт( ) ся, завтра возвращат( )ся, купает( )ся в озере, пора ему женит( )ся, кувыркает( )ся, улыбает ( ) ся, смеят( )ся разрешает( )ся.
Вставьте буквы: сл…гать, сл…жить, р…сти, р…сли, бе…вкусный, во…ход, ц…ган, ц…ркуль, танц…, ш…рох, ш…пот, ш…рты, кузнеч…к, замоч…к.
Вставьте буквы: ш…колад, ж…лудь, реш…тка, р…стение, зар…сли, прил…гательное, предл…жение, бе…сонница, бе…спокойный, ра…гружать, ц…пленок, ножниц…, ц…фра, слон…к, горош…к, карандаш…к.