Слайд 1Шестнадцатое марта
Классная работа
Слайд 2
Тема урока:
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Слайд 3Цели урока:
обобщить и углубить знания по теме;
2) тренировать умения выделять
на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения;
3) формировать навыки распознавания и выделения уточняющих членов предложения знаками препинания; готовиться к ЕГЭ;
4) воспитывать любовь к природе на материале текстов упражнений.
Слайд 4
Лингвистическая разминка
«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как
он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык - более точный показатель человеческих качеств и культуры».
Д.С.Лихачёв
Слайд 5
Рассмотрите слова, сформулируйте задание, дайте правильный ответ.
врУчат
2) мозаИчный
3) пОнявший
4) завсегдатАй
Слайд 6Из толкового словаря:
Завсегдатай – частый, постоянный посетитель.
Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов,
разнородных частей.
Слайд 7Задания ЕГЭ: А 21
В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 4
Слайд 8Задания ЕГЭ: А 21
В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Когда на селό (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Слайд 9Задания ЕГЭ: А 21
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые? Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 4
Слайд 10Задания ЕГЭ: А 21
В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Мещерском крае (1) нет никаких особенных красот и богатств (2) кроме лесов, лугов и (3) прозрачного воздуха.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 3) 2, 3 4) 2
Слайд 11Тема урока:
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Слайд 12Работа с учебником.
П.89 (с. 285)
Какие члены предложения называются
уточняющими?
Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения и выполняющие одинаковую с ним синтаксическую функцию.
Это обстоятельства или определения.
Слайд 13
Какие члены предложения выступают в роли уточняющих?
1. Гроза началась
вечером, часу в десятом. 2. Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц.
3. Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх.
4. Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису.
Слайд 14Потренируемся!
Упр. 403 (7, 8, 10)
7. Всегда особенно зимой
в низинах воздух был градусов на пять холоднее, чем на холмах.
8. Стёртая каменная лестница вела во второй этаж в квартиру Шмидта.
10.Вошла молодая девушка лет семнадцати.
Слайд 15Работа с учебником (с. 286)
Какие члены предложения называются пояснительными?
Пояснительные члены предложения – слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название.
Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов:
а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе.
При отсутствии этих слов ставится тире.
Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.
Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.
Слайд 16Сравним!
1. Весь этот день Анна провела дома, то есть
у Облонских.
2. Ботаника, то есть наука о растениях, у многих вызывает интерес.
3. Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски.
4. В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.
Слайд 17Работа с учебником (с. 287-288)
Какие члены предложения называются присоединительными?
Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения.
Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов:
даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.
Он довольно хорошо, даже с каким- то особенным произношением, говорил по-русски.
Слайд 18Потренируемся!
Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.
Человек любящий
и умеющий читать счастливый человек.
Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.
Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.
Босая она быстро сошла вниз.
Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.
Остановившись он долго рассматривал след.
Слайд 19Предупредительный диктант.
Вставьте уточняющие, поясняющие и присоединительные конструкции
В Дремовом лесу растет вековая сосна. Летом она служит ориентиром кладоискателям. Утром можно увидеть, как тень от нее падает на восток. В тридцати пяти шагах от Лысого холма находится клад. Поляна заросшая земляникой и грибами расположена у южного склона холма.
Слайд 20Домашнее задание:
П.89, выучить теорию
(рассказать о случаях
постановки тире -
на «5»),
упр. 403 (1-3),
упр.404 (1,3),
упр.405 (3).