Слайд 1Лексика.
Фразеология.
(анализ и редактирование текста)
Урок–практикум в 10 классе
Урок подготовила учитель
русского языка
и литературы
МОУ «СОШ №30»
г.о Нальчик
Ялдынова Валентина Васильевна.
Слайд 2Цели:
Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии.
Обучать анализу и редактированию предложений
(выявлению и исправлению речевых ошибок).
Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
Развивать культуру устной и письменной речи.
Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
Слайд 3
Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен сказал
когда-то:
Ты должен СЛОВО нужное найти,
А не его троюродного брата.
Слайд 4РАЗМИНКА
ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию
2.
Словарный состав языка
3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению
4. Основная единица языка
5. Слова, противоположные по лексическому значению
6.Что такое лексические нормы?
1. СИНОНИМЫ
2. ЛЕКСИКА
3. ОМОНИМЫ
4. СЛОВО
5. АНТОНИМЫ
6. НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ
Слайд 5
лексическое значение
Однозначное
имеют связь между
отдельными значениями
дерево
Кисть – по форме
Многозначное
Слайд 6Словарная работа.
человек, который противится нововведениям
направление развития
система взглядов на природу и
общество
одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово
сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом
освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах
синоним к слову “первенство”
антоним к слову “лаконичный”
Слайд 7Ключ
Консерватор
Тенденция
Мировоззрение
Демократия
Баллада
Эмансипация
Приоритет.
Многословный
Слайд 8оним
син
ант
ом
лучиться
искриться
блестеть
светить
сиять
смеяться
плакать
большое
маленькое
лук
лук
имя
Абонемент –абонент
Злой - злостный
пар
ВВЕРХ
ВНИЗ
Слайд 9.
Составьте и запишите словосочетания с указанными словами, подтверждающими, что эти слова
являются омонимами
Брак, среда, ключевой, настоять, правый, худой.
Подберите синонимы. Ключ
1-9, 2-10, 3-7, 4-11, 5-13, 6-8, 12-14
Сгруппируйте парами антонимы. Ключ.
1-9,2-10,3-8,4-11,5-12,6-13,7-14
Слайд 10Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте.
Контекстуальные антонимы — это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте.
Слайд 11Паронимы
Драматический -
Дружеский -
Существо -
Единственный -
Злой -
Искусно –
Заглавный –
Наследие –
Безответный
-
Пустошь -
…(драматичный).
…(дружелюбный).
…(сущность).
…(единый).
…(злостный).
…(искусственно).
…(главный).
…(наследство).
…(безответственный).
…(пустырь).
Слайд 12Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1) В полку царило (воинствующее -
воинственное) настроение.
2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений
3) (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
4) Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.
Слайд 14Фразеологизмы
Свойства
1. Цельность значения
2. Устойчивость
нельзя вставлять,
заменять, убирать слова
3. Выступает
в роли
одного члена
предложения
Просторечные
дойти до ручки
Книжные
пойти по стопам
Разговорные
сквозь зубы
Нейтральные
правое дело
Слайд 16Художественные приемы
Лететь стрелой.
Грош цена в базарный день.
Вырос до неба.
Капля в море.
Как
за каменной стеной.
Нет живого места.
От горшка два вершка.
Сравнение
Литота
Гипербола
Литота
Сравнение
Гипербола
литота
Слайд 17лексика
фразеологизмы
синонимы
антонимы
однозначные
многозначные
прямое
переносное
паронимы
омонимы
Слайд 18Правила грамотной речи
а) Употребляй слово только в свойственном ему значении!
б) Не
нарушай лексической сочетаемости слов!
в) Не смешивай паронимы!
г) Выбирай такое слово, которое больше всего подходит стилю твоей речи
Помни: слова-одежда твоих мыслей. Пусть же слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли добрыми и разумными.
Слово-не воробей: вылетит-не поймаешь!
Слайд 19Речевые ошибки, встречающиеся в выступлениях политиков
Выполнила: ученица 10 «А»
Уздеева З.
Слайд 20 «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно
точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, -дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.»,- писал К.Паустовский в статье «Поэзия прозы»
Слайд 21Цель работы:
Найти ошибки в речи политиков, газетных статьях.
Гипотеза
Предполагаем, что в речи политиком часто встречаются грубые ошибки, недопустимые в литературной речи, что говорит о их низкой культуре.
Слайд 22Типы ошибок
1.Неверная лексическая сочетаемость слов
2. Неправильное управление
3. Использование нецензурной и
просторечной лексики
4. Неправильная постановка ударения.
Слайд 23Словарь
для депутатов и чиновников
Слайд 24Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ
РТР,“Вести”,репортаж о заседании Госдумы “Мы надеялись получить ответ
на ЭТИ ОПАСНОСТИ”
(не учтена семантика слова; вариант: на эти угрозы)
Слайд 25Николай ХАРИТОНОВ, лидер Аграрной фракции в Госдуме
Ошибка в выборе слова:
“...Виктор Степанович,
у вас хорошие человеческие качества, НЕ СГОРАЙТЕ их в думском горниле...”
Слайд 26(Лексическая сочетаемость слов)
«Каждый день 300 миллиардов русских денег, долларов работают на
чужую экономику»
(грамматическая ошибка)
“Ваше коварство еще БОЛЕЕ ХУЖЕ...”
Надо: «Ваше коварство ещѐ хуже…»
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР
Слайд 27Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер фракции “Яблоко”
ОРТ, “Новости”, 10 ноября
“ У меня нет
таких намерЕний...” (неправильное ударение)
Допускается только: намЕрений
«Ухудшается уровень жизни народа»
(неверная сочетаемость слов)
Слайд 28Журнал “7 дней”, заголовок (!) редакционной заметки (не авторской):“Ирина Понаровская займется
рекламой ЧУЛКОВ” (норма требует: чулок)
Евгений КИСЕЛЕВ, ведущий программы “Итоги”, НТВ:
“...Известны примеры более масштабной коррупции: создавались миллионные состояния, которые утекали за границу, но все это ОСТАЛОСЬ ВТУНЕ”
( дедово “в туне” использовано без учета его семантики и сочетаемости)
Программа «Вести» КБР
редакторы программы :
“...Президент сегодня обратился С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника...”
(тавтология; вариант: выступил)
Рекламный щит в г.Нальчике
«Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний»
(«Предлагаем полное излечение алкоголизма и других заболеваний»)
Слайд 29ВЫВОДЫ:
•Высокий уровень речевой культуры—неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь—задача каждого
из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении формы слова, в построении предложения. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции
Слайд 30ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
•http://refu.ru/refs/41/37373/1.html
Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе.
№ 5 –1998г.
Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 –1994г.
Слайд 31Домашнее задание
В.Ф. Греков, Л.А. Чешко Упр 46,51
Подготовить устный рассказ:
1-заимствованные слова и
их употребление
2-употребление устаревших слов
3-употребление неологизмов