Презентация, доклад на тему Урок–практикум в 10 классе Лексика.Фразеология

Содержание

Цели:Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей

Слайд 1Лексика. Фразеология. (анализ и редактирование текста) Урок–практикум в 10 классе
Урок подготовила учитель
русского языка

и литературы
МОУ «СОШ №30»
г.о Нальчик
Ялдынова Валентина Васильевна.

Лексика. Фразеология. (анализ и редактирование текста) Урок–практикум в 10 классеУрок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ

Слайд 2Цели:
Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии.
Обучать анализу и редактированию предложений

(выявлению и исправлению речевых ошибок).
Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
Развивать культуру устной и письменной речи.
Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Цели:Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать

Слайд 3
Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен сказал

когда-то:
Ты должен СЛОВО нужное найти,
А не его троюродного брата.



Не забывай на праведном пути То, что старик Марк Твен сказал когда-то:

Слайд 4РАЗМИНКА
ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию
2.

Словарный состав языка
3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению
4. Основная единица языка
5. Слова, противоположные по лексическому значению
6.Что такое лексические нормы?


1. СИНОНИМЫ



2. ЛЕКСИКА

3. ОМОНИМЫ

4. СЛОВО

5. АНТОНИМЫ

6. НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ

РАЗМИНКАЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию2. Словарный состав языка3. Слова, одинаковые по

Слайд 5 лексическое значение
Однозначное




имеют связь между
отдельными значениями

дерево

Кисть – по форме

Многозначное

лексическое значение Однозначное           имеют связь междуотдельными

Слайд 6Словарная работа.
человек, который противится нововведениям
направление развития
система взглядов на природу и

общество
одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово
сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом
освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах
синоним к слову “первенство”
антоним к слову “лаконичный”


Словарная работа.  человек, который противится нововведениямнаправление развитиясистема взглядов на природу и обществоодинаковым по смыслу слову “народовластие”

Слайд 7Ключ
Консерватор
Тенденция
Мировоззрение
Демократия
Баллада
Эмансипация
Приоритет.
Многословный


Ключ КонсерваторТенденцияМировоззрениеДемократияБалладаЭмансипацияПриоритет.Многословный

Слайд 8оним
син
ант
ом



лучиться
искриться
блестеть
светить
сиять
смеяться
плакать
большое
маленькое
лук
лук
имя
Абонемент –абонент

Злой - злостный

пар

ВВЕРХ

ВНИЗ

оним син ант ом лучитьсяискритьсяблестетьсветитьсиятьсмеяться плакать большое маленькое луклукимяАбонемент –абонент  Злой - злостныйпар ВВЕРХ ВНИЗ

Слайд 9.
Составьте и запишите словосочетания с указанными словами, подтверждающими, что эти слова

являются омонимами
Брак, среда, ключевой, настоять, правый, худой.
Подберите синонимы. Ключ
1-9, 2-10, 3-7, 4-11, 5-13, 6-8, 12-14
Сгруппируйте парами антонимы. Ключ.
1-9,2-10,3-8,4-11,5-12,6-13,7-14
.Составьте и запишите словосочетания с указанными словами, подтверждающими, что эти слова являются омонимамиБрак, среда, ключевой, настоять, правый,

Слайд 10Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте.


Контекстуальные антонимы — это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте.

Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Контекстуальные антонимы — это слова, приобретающие

Слайд 11Паронимы
Драматический -
Дружеский -
Существо -
Единственный -
Злой -
Искусно –
Заглавный –
Наследие –
Безответный

-
Пустошь -

…(драматичный).
…(дружелюбный).
…(сущность).
…(единый).
…(злостный).
…(искусственно).
…(главный).
…(наследство).
…(безответственный).
…(пустырь).

ПаронимыДраматический -Дружеский -Существо -Единственный -Злой -Искусно – Заглавный – Наследие –Безответный -Пустошь -…(драматичный).…(дружелюбный).…(сущность).…(единый).…(злостный).…(искусственно).…(главный).…(наследство).…(безответственный).…(пустырь).

Слайд 12Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1) В полку царило (воинствующее -

воинственное) настроение.
2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых растений
3) (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
4) Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.

Из приведенных паронимов выберите нужное слово.  1)	В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.2)	Всё реже встречаются (грибные

Слайд 13самостоятельно

самостоятельно

Слайд 14Фразеологизмы
Свойства
1. Цельность значения
2. Устойчивость
нельзя вставлять,
заменять, убирать слова
3. Выступает

в роли одного члена предложения

Просторечные
дойти до ручки

Книжные
пойти по стопам

Разговорные
сквозь зубы

Нейтральные
правое дело

Фразеологизмы Свойства 1. Цельность значения2. Устойчивостьнельзя вставлять,заменять, убирать слова 3. Выступает в роли

Слайд 16Художественные приемы
Лететь стрелой.
Грош цена в базарный день.
Вырос до неба.
Капля в море.
Как

за каменной стеной.
Нет живого места.
От горшка два вершка.

Сравнение
Литота

Гипербола
Литота
Сравнение
Гипербола
литота

Художественные приемыЛететь стрелой.Грош цена в базарный день.Вырос до неба.Капля в море.Как за каменной стеной.Нет живого места.От горшка

Слайд 17лексика









фразеологизмы
синонимы
антонимы
однозначные
многозначные
прямое
переносное
паронимы
омонимы

лексикафразеологизмысинонимыантонимыоднозначныемногозначныепрямоепереносноепаронимыомонимы

Слайд 18Правила грамотной речи
а) Употребляй слово только в свойственном ему значении!
б) Не

нарушай лексической сочетаемости слов!
в) Не смешивай паронимы!
г) Выбирай такое слово, которое больше всего подходит стилю твоей речи
Помни: слова-одежда твоих мыслей. Пусть же слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли добрыми и разумными.
Слово-не воробей: вылетит-не поймаешь!

Правила грамотной речиа) Употребляй слово только в свойственном ему значении!б) Не нарушай лексической сочетаемости слов!в) Не смешивай

Слайд 19Речевые ошибки, встречающиеся в выступлениях политиков
Выполнила: ученица 10 «А»

Уздеева З.

Речевые ошибки, встречающиеся в выступлениях политиковВыполнила: ученица 10 «А»       Уздеева З.

Слайд 20 «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно

точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, -дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.»,- писал К.Паустовский в статье «Поэзия прозы»
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его

Слайд 21Цель работы:

Найти ошибки в речи политиков, газетных статьях.

Гипотеза
Предполагаем, что в речи политиком часто встречаются грубые ошибки, недопустимые в литературной речи, что говорит о их низкой культуре.
Цель работы:Найти ошибки в речи политиков, газетных статьях.    ГипотезаПредполагаем, что в речи политиком часто

Слайд 22Типы ошибок
1.Неверная лексическая сочетаемость слов
2. Неправильное управление
3. Использование нецензурной и

просторечной лексики
4. Неправильная постановка ударения.
Типы ошибок1.Неверная лексическая сочетаемость слов 2. Неправильное управление3. Использование нецензурной и просторечной лексики4. Неправильная постановка ударения.

Слайд 23Словарь
для депутатов и чиновников

Словарь для депутатов и чиновников

Слайд 24Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ
РТР,“Вести”,репортаж о заседании Госдумы “Мы надеялись получить ответ

на ЭТИ ОПАСНОСТИ”
(не учтена семантика слова; вариант: на эти угрозы)
Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФРТР,“Вести”,репортаж о заседании Госдумы “Мы надеялись получить ответ на ЭТИ ОПАСНОСТИ”(не учтена семантика слова;

Слайд 25Николай ХАРИТОНОВ, лидер Аграрной фракции в Госдуме
Ошибка в выборе слова:
“...Виктор Степанович,

у вас хорошие человеческие качества, НЕ СГОРАЙТЕ их в думском горниле...”
Николай ХАРИТОНОВ, лидер Аграрной фракции в ГосдумеОшибка в выборе слова:“...Виктор Степанович, у вас хорошие человеческие качества, НЕ

Слайд 26(Лексическая сочетаемость слов)
«Каждый день 300 миллиардов русских денег, долларов работают на

чужую экономику»
(грамматическая ошибка)
“Ваше коварство еще БОЛЕЕ ХУЖЕ...”
Надо: «Ваше коварство ещѐ хуже…»

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР

(Лексическая сочетаемость слов)«Каждый день 300 миллиардов русских денег, долларов работают на чужую экономику»(грамматическая ошибка)“Ваше коварство еще БОЛЕЕ

Слайд 27Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер фракции “Яблоко”
ОРТ, “Новости”, 10 ноября
“ У меня нет

таких намерЕний...” (неправильное ударение)
Допускается только: намЕрений


«Ухудшается уровень жизни народа»
(неверная сочетаемость слов)
Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер фракции “Яблоко”ОРТ, “Новости”, 10 ноября“ У меня нет таких намерЕний...” (неправильное ударение)Допускается только: намЕрений«Ухудшается

Слайд 28Журнал “7 дней”, заголовок (!) редакционной заметки (не авторской):“Ирина Понаровская займется

рекламой ЧУЛКОВ” (норма требует: чулок)
Евгений КИСЕЛЕВ, ведущий программы “Итоги”, НТВ:
“...Известны примеры более масштабной коррупции: создавались миллионные состояния, которые утекали за границу, но все это ОСТАЛОСЬ ВТУНЕ”
( дедово “в туне” использовано без учета его семантики и сочетаемости)

Программа «Вести» КБР
редакторы программы :
“...Президент сегодня обратился С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника...”
(тавтология; вариант: выступил)


Рекламный щит в г.Нальчике
«Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний»
(«Предлагаем полное излечение алкоголизма и других заболеваний»)

Журнал “7 дней”, заголовок (!) редакционной заметки (не авторской):“Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ” (норма требует: чулок)Евгений КИСЕЛЕВ,

Слайд 29ВЫВОДЫ:

•Высокий уровень речевой культуры—неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь—задача каждого

из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении формы слова, в построении предложения. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции

ВЫВОДЫ:•Высокий уровень речевой культуры—неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь—задача каждого из нас. Для этого нужно следить

Слайд 30ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
•http://refu.ru/refs/41/37373/1.html
Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе.

№ 5 –1998г.
Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 –1994г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА•http://refu.ru/refs/41/37373/1.htmlОганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 –1998г. Скворцов Л.И. Язык,

Слайд 31Домашнее задание
В.Ф. Греков, Л.А. Чешко Упр 46,51
Подготовить устный рассказ:
1-заимствованные слова и

их употребление
2-употребление устаревших слов
3-употребление неологизмов
Домашнее заданиеВ.Ф. Греков, Л.А. Чешко Упр 46,51Подготовить устный рассказ:1-заимствованные слова и их употребление2-употребление устаревших слов3-употребление неологизмов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть