Слайд 1Конспект урока литературы
с применением ИКТ на тему
«Петербург Ф.М. Достоевского»
10 класс
(по роману «Преступление и наказание»)
(учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №9 им. В.Т. Степанченко
г. Ржева Тверской области
Игнатьева Галина Валентиновна)
Слайд 2Петербург Ф.М. Достоевского
Цели урока:
1) Помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского,
хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться к страдающим людям сочувствием.
2) Дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.
3) Воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, компьютер, мультимедийный проектор.
Слайд 3Петербург Ф.М. Достоевского
Ход урока
I. Вступительное слово учителя литературы.
У Достоевского пейзажные описания
очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.
Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку.
Обращение к словам: «У Достоевского пейзаж – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения».
Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создаёт настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, всё несёт на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.
Слайд 5Петербург Ф.М. Достоевского
Город, основанный Петром в 1703 году, был заложен в
устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр – Петропавловская крепость и Адмиралтейство.
Золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. И сейчас он по-прежнему влечёт к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине – во Франции.
Слайд 6Петербург Ф.М. Достоевского
Я вижу град Петра,
чудесный, величавый,
По манию Петра воздвигшийся
из блат,
Наследный
памятник его могучей
славы,
Потомками его украшенный стократ!
Повсюду зрю следы великия державы,
И русской славою след каждый озарён!
(П. Вяземский)
Слайд 7Петербург Ф.М. Достоевского
- Какие здания построены в стиле Барокко?
- Какие здания
– в классицистическом стиле?
- Кризис архитектуры. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М. Достоевского.
Так мы знакомимся с другим Петербургом.
Слайд 8Петербург Ф.М. Достоевского
Так мы знакомимся с другим Петербургом.
Чтение учеником стихотворения Н.М.
Коншина "Жалобы на Петербург":
В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору,
В нем убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе - пыль, либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучи,
Кверху кинулись домы;
Есть там смех, да не радость,
Все блестит, но бездушно...
Слушай, бледная младость,
В дымном городе душно!
Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека. А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману "Преступление и наказание" художника, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями).
Доклад ученика «Любимый писатель И.С. Глазунова - Ф.М. Достоевский».
Слайд 9Петербург Ф.М. Достоевского
II. Образ города в романе «Преступление и наказание».
Перенесемся на
страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.
Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов:
1. Улицы Петербурга.
2. Комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой.
3. Лестницы, пролеты, дома.
4. Звуки города.
5. Судьба человека (самоубийца).
Слайд 12Петербург Ф.М. Достоевского
Вывод учащихся. Таким образом, эти эпизоды романа и иллюстрации
к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX века. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обречённом на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «На аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорблённых». В этом городе нечем «дышать».
Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.
Слайд 13Петербург Ф.М. Достоевского
III. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных
тем: «Петербург Достоевского»; «роль пейзажа в романе Достоевского «Преступление и наказание» и др.