Слайд 1Урок-встреча
«Этот непростой предлог»
Учитель русского языка и литературы МБОУ«Средняя школа №2 им.Е.В.Камышева»
г.Гагарина
Смоленской области
Кирюшкина Ольга Васильевна.
Слайд 2
Цель: формирование речевой компетентности учащихся.
Задачи:
проверить знания учащихся по теме «Предлог»;
продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме;
развивать связную диалогическую и монологическую речь школьников.
Слайд 3Словарь.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной
области.
Опыт+ЗУН
Знания
Умения
Навыки
Слайд 4Лингвистическая разминка.
Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.
- Я пришёл
со школы.
Ты любишь пирожки с капусты?
- Согласна приказа вы приняты на работу.
- По истечению срока договора выплачивается зарплата.
По приезду поезда посмотрите расписание.
Слайд 5КРОССВОРД.
Антоним предлога впереди.
Позади
Антоним предлога до (со значением времени).
После
Синоним предлога
через.
Сквозь
Синоним предлога кругом.
Вокруг
Слайд 6КРОССВОРД.
При заполнении кроссворда мы вспомним лексику.
Что такое синонимы, антонимы?
Синоним предлогов
возле, вблизи, в присутствии.
При
Антоним предлога вдоль.
Поперёк
Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на.
Вопреки
Слайд 7
По происхождению предлоги делятся на группы:
Непроизводные
– это предлоги, не образованные
из самостоятельных частей речи.
Например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, с, у, через.
Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Производные
- образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебную, утрачивая при этом своё лексическое значение и морфологические признаки.
Например: вокруг, путём, в продолжение, в течение, благодаря.
Производные предлоги обычно используются с одним каким- либо падежом.
Слайд 8
Простые и составные предлоги:
Простые – это предлоги, которые
состоят из одного
слова.
Например: к, у, около, вблизи, из-за, на, от, после.
Составные – это предлоги, которые состоят
из двух (реже трёх) слов.
Например: в течение, в счет, в связи, несмотря на, вдоль по.
Слайд 9
Правописание предлогов.
:
1) Пишутся слитно производные предлоги: вследствие, ввиду, насчёт, вместе,
наподобие…
2)Пишутся раздельно производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны…
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е (в течение урока, вследствие болезни…).
Слайд 10 Закрепление изученного.
- Сейчас мы потренируемся различать предлоги простые
и составные.
Работа в парах.
Задание. Диктуем друг другу 4 производных и 4 непроизводных предлога, которые нужно записать в 2 колонки: простые и составные предлоги. Проверяем по учебнику правильность написания. Выставляем отметки.
Критерии оценивания:
«5»-8+ «3» - 4-5+
«4»-7-6+ «2» - 1-2-3+
Слайд 11
Умей различать: в течении(е), в продолжении(е)?
В именах существительных пишутся
падежные окончания и.
:
В предлогах, образованных от имени существительных, на конце пишется е.
В предлогах, образованных от имени существительных, на конце пишется е.
Слайд 12Морфологический разбор предлога.
План разбора:
1)Часть речи. Общее значение.
2) Морфологический признак: простой или
составной; производный или непроизводный.
Образец разбора:
Над землёю туман облаками вставал.
Устный разбор
Над- предлог.
1)Служит для связи главного
слова вставал с зависимым
словом землёю (Тв. п.)
2) Имеет морфологические
признаки - простой,
непроизводный,
неизменяемое слово.
Письменный разбор
Над- предлог.
1) Вставал над землёй.
2) Морфологические признаки:
простой,
непроизводный, неизменяемое
слово.
Слайд 13Устное задание «Клик»
(для того, кто первым назовёт 3 служебные части речи):
Сравни
2 предложения, найди предлог (предлоги), сделай
морфологический разбор предлога(-ов).
План разбора:
1)Часть речи. Общее значение.
2) Морфологический признак: простой или составной; производный или непроизводный.
Благодаря частым дождям… урожай на славу.
Гость ушёл… благодаря хозяйку.
Слайд 14Задание. Творческий экспресс.
Нарисуй поезд и в окошечках вагонов запиши всё,
что ты
знаешь о предлоге.