Слайд 2Цели:
обобщение и систематизация знаний по фонетике и лексикологии как разделах
науки о языке, совершенствование умений работать с толковым словарем, развитие творческого мышления, памяти, речи; воспитание чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Слайд 3
Фонетика
Лексикология
Орфография
Орфоэпия
Алфавит
Морфемика
Слайд 4Задание 1. Ответь на вопросы и выполни задания:
Расставь ударения
в словах: алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, красивее, предмет, звонишь, квартал, начался,свекла.
Слайд 6Задание 1. Назовите звуки и буквы:
В [В]
Л [Л]
Ш [Ш]
К [К]
Т [Т]
Р
Слайд 7Фонетический разбор
1ком.
2 ком. 3 ком.
ёжик поезд платье
Слайд 8Теме «Фонетика» в КИМах посвящено задание А1. За него вы можете
получить 1 балл.
Примеры заданий:
А1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Приют 2) съесть 3) смеются 4) грустный
А1. В каком слове звуков больше, чем букв?
Мясо 2) ярлык 3) коляска 4) сказка
А1. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Гений 2) влиять 3) кольцо 4) наряд
Слайд 9 Расшифровка
Задание 2. Составь транскрип- цию данного
предложения.
1-ая ком.
2-ая ком.
3-ья ком.
Слайд 10 Проверим
Задание 2. Составь транскрипцию
данного предложения
Я знаю всё о фонетике
Мы
все умеем считать.
Я люблю кататься с горки
Слайд 12Назови одним словом
Светло- фиолетовый
Животный мир
Безмоторный
летательный аппарат
Устройство
с раскрывающимся в воздухе
зонтообразным куполом
Растительный мир
Слайд 13Небольшая книжка
Профессиональный наездник
Очень мелкий дождь
Запас слов и выражений человека
Памятный подарок
Животный мир
Назови
одним словом
Слайд 14Проверь себя
Лиловый
Планер
Парашют
Флора
Фауна
Слайд 17От смысловых отношений между словами
синонимы
антонимы
омонимы
паронимы
радость
веселье
высокий
низкий
песочный замок
песчаная
почва
коса у девочки
Коса- орудие труда
Слайд 18 Игра «Назови слово»
(Какое единое слово можно употребить для выделенных слов?)
а) Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день ( ).
в)Железная воля, незыблемое решение, крутой характер ( ).
г) Прочный стол, насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба ( ).
Слайд 19 Игра «Назови слово»
(Какое единое слово можно употребить для выделенных слов?)
а) Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день (горячий ).
в)Железная воля, незыблемое решение, крутой характер (твердый).
г) Прочный стол, насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба (крепкий).
Слайд 21
Задание: Подобрать синонимы
На нас смотрит симпатичное ,…
лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся, …глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное , …настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного , …материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный,…вкус. Ощущение радости,… остается от этой картины.
Слайд 22
Задание: Подобрать синонимы
На нас смотрит симпатичное ,
милое лицо девушки. Её лукавая, кокетливая улыбка, смеющиеся, задорные глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное , весёлое настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно, созерцать и смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного ,тонкого материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный и утончённый вкус. Ощущение радости, праздника остается от этой картины.
Слайд 23
ЛЕКСИЧЕСКОЕ
ЛОТО
жара
кисло
горе
зима
много
лёд
сесть
легко
смех
добро
умный
холод
труд
зло
слёзы
трудно
радость
сладко
глупый
встать
мало
пламя
лень
лето
Слайд 25Пословицы:
- Корень учения горек, а плод его сладок
- Ласточка день начинает,
а соловей заканчивает
- Ученье – свет, а неученье - тьма
- Мягко стелет, да жестко спать
- Не бойся врага умного, а бойся друга глупого
- Знай больше, говори меньше.
- Лучшая вещь новая, лучший друг - старый
-Легко сказать, да трудно доказать
- Правой рукой строит, а левой разрушает
Слайд 26Омонимы
омографы
омоформы
омофоны
замок
замок
плот
плод
русская печь
печь пироги
существительное
глагол
Задание:
Составить словосочетания
Слайд 28Что мы сегодня повторили?
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Раздел
языка, изучающий…
- Раздел языка, изучающий…
- Синонимы- это…
Антонимы- это…
Омонимы- это…
Слайд 29Выводы:
Изучая лексику, мы расширяем словарный состав языка, мы
обогащаем наш язык, делаем его ярче, выразитель - нее, разнообразнее.
Изучая фонетику, мы…