Презентация, доклад на тему Урок русского языка в 9 классе на тему Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Содержание

Цели урока: Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;-формирование навыков выполнения задания А23;-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.Развивающие:-закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;-закрепление навыка определения смысловых отношений

Слайд 1Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях       учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Маркино Байбекова Асия Хабибулловна              Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях       учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Маркино Байбекова Асия Хабибулловна                  Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Байбекова Асия Хабибулловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Маркино
Сосновоборского района
Пензенской области

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях        учитель русского языка и литературы

Слайд 2Цели урока:
Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формирование навыков

выполнения задания А23;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
Развивающие:
-закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения
-развитие пунктуационной зоркости.
Воспитательные:
-воспитание любви к чтению;
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Цели урока: Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;-формирование навыков выполнения задания А23;-формирование навыков самоконтроля

Слайд 3Эпиграф:
Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли…
Л.Н.Толстой
Эпиграф: Знание только тогда знание, когда оно

Слайд 4Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.
Искры полетели огненной метелью,

избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.  Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.Дубровский вышел из комнаты,

Слайд 5Сравнение СПП и БСП
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому

что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)
Раздается выстрел, а волк продолжает бежать. ( ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП, последовательность действий)

Сравнение СПП и БСП Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает

Слайд 6Вывод:
В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП

принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые

Слайд 7Лингвистический эксперимент
.А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными

предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. Прочитайте.

-Итак, что произошло с предложениями?
Лингвистический эксперимент.А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами

Слайд 8Самопроверка по записи на доске

Ель хороша только при сильном солнечном свете:

тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.
Раздается выстрел - волк продолжает бежать.
Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.
Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

Самопроверка по записи на доске Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее чернота просвечивает самой

Слайд 10
Тест №1 “Дело мастера боится” (работа на компьютерах )
Расставьте недостающие

знаки препинания.
1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.
2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.
3.Зима без снега лето без хлеба.
4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом.
5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.
6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.


Тест №1 “Дело мастера боится” (работа на компьютерах ) Расставьте недостающие знаки препинания.1.В морозном воздухе тихо

Слайд 11Контрольная карточка

1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый

радужным светом уже поднявшегося солнца.
2.Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.
3.Зима без снега — лето без хлеба.
4.Облако пройдет — озеро заблестит, нивы обольются золотом.
5.Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла.
6.Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

Контрольная карточка 1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.2.Учись, мой

Слайд 12Тест №2 “Будь внимателен!”
 
Укажите номера бессоюзных сложных предложений.
1.Ученого учить только портить.
2.Хочешь

человека узнать дай ему власть.
3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
4.Игнат спустил курок ружье дало осечку.
5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.
7.Нынче жарко парит на дворе тепло.
Тест №2 “Будь внимателен!” Укажите номера бессоюзных сложных предложений.1.Ученого учить только портить.2.Хочешь человека узнать дай ему власть.3.Повсюду мох

Слайд 13Контрольная карточка
1. Ученого учить — только портить.
2. Хочешь человека узнать —

дай ему власть
3. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
4. Игнат спустил курок — ружье дало осечку.
5. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
6. Ни дорожек, ни поляны — ничего не видно нам.
7. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
 
Контрольная карточка 1. Ученого учить — только портить.2. Хочешь человека узнать — дай ему власть3. Повсюду мох:

Слайд 14? Правило.
Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это слово,

являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.
Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду), а также другие члены предложения и цельные словосочетания.
Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций:


? Правило.Обобщающее слово при однородных членах предложения.Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным

Слайд 15Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.
2.Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово

и однородные члены предложения или части сложного предложения.
3.Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.
4.Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.
5. По союзу определить вариант ответа.
Алгоритм действий1. Выделить грамматические основы.2.Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части

Слайд 16Разбор задания
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Ближе к закату крадучись

возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.
Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

Разбор заданияКак объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще

Слайд 17Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит

между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.
Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.
Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение:
Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.
Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.
Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.
Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.Вариант ответа №1.

Слайд 18✍ Потренируйся
1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но

с товарищами сходился трудно и неохот­но: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборот, усилились (Н. Якушин).
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает ус­ловие того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.
✍ Потренируйся1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохот­но:

Слайд 19

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан

получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны

Слайд 20Комплексный анализ текста
-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте

орфографический и пунктуационный комментарий.
« Пол_жи своё сердце у чтения ».
1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!
5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.
- «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?
- Подберите синоним к слову страсти.
- Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.
- Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.
- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.
- Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.
- Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?
Комплексный анализ текста-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

Слайд 21
- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность

к экзамену.
«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные
баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть
объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Оценка
 1.Знание теоретического материала.
2.Умение определять смысловые отношения в БСП. 
3.Умение конструировать БСП.
4.Умение находить БСП в тексте.
5.Умение решать В9 .
 

- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это

Слайд 22Домашнее задание

Составить и записать 5 заданий в тестовой форме В9 в

формате ОГЭ
Домашнее заданиеСоставить и записать 5 заданий в тестовой форме В9 в формате ОГЭ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть