Слайд 1 Закрепление и обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение»
Подготовила учитель
русского языка
ГБОУ СОШ № 654 г. Москвы
Свинцова Светлана Юрьевна
Подготовка к ГИА по русскому языку
Слайд 2
Мудрость приходит с годами, но желание быть мудрым должно быть всегда.
Безымянная
О.М.
Слайд 31. Компромисс
2. Амбиция
3. Индивидуализм
4. Ординарный
5. Альтруизм
6. Корректный
7. Индивидуальный
Слайд 41.
Готовность жертвовать собственными интересами для благополучия других людей, бескорыстная забота
об их благе.
Лексический диктант
Слайд 52.
1. Чувство самолюбия, гордости.
2. Обостренное самолюбие, самомнение.
Слайд 63.
1. Стремление к выражению своей индивидуальности, личности.
2. Противопоставление интересов одной
личности интересам общества; предпочтение личных интересов общественным.
Слайд 75.
Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок.
6.
Вежливый, учтивый, тактичный.
Слайд 87.
Обыкновенный, ничем не примечательный.
8.
Мировосприятие, проникнутое унынием, безнадежностью.
Слайд 9
9.
Себялюбие, состояние, при котором свои личные интересы становятся выше интересов
других людей.
Слайд 101. Альтруизм
2. Амбиция
3. Индивидуализм
4. Индивидуальный
5. Компромисс
6.
Корректный
7. Ординарный
8. Пессимизм
9. Эгоизм
Слайд 11 Какое из перечисленных слов имеет значение: «Себялюбие, состояние, при котором
свои личные интересы становятся выше интересов других людей?»
1. Эгоизм
2. Индивидуализм
3. Альтруизм
4. Амбиция
Слайд 12В каком предложении вместо слова индивидуальный нужно употребить индивидуалистический.
1. Этот художник
очень индивидуален.
2. Индивидуальный пошив одежды.
3. К каждому надо подходить индивидуально.
4. Индивидуальное направление в искусстве.
Слайд 13
Какие слова являются антонимами?
Эгоизм
Индивидуализм
Пессимизм
Альтруизм
Коллективизм
Оптимизм
Слайд 14Подберите синонимы к словам
Амбиция-
Компромисс-
Корректный -
Индивидуальный -
Ординарный –
-сделка
- гордость, -
гордость, достоинство, - гордость, достоинство, обидчивость
-личный,-личный, отдельный,-личный, отдельный, частный
-банальный, заурядный, избитый
- аккуратный,- аккуратный, благонравный,- аккуратный, благонравный, приличный,- аккуратный, благонравный, приличный, точный
Слайд 19Урок о «если»
(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать
других.
(2) Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.
(3) Если ты хочешь, чтобы т…рпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
(4) Эти «если» можно продолжать до бе…конечности, прикладывая любое понятие. (5) И пока человек не научится относит…ся к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. (6) Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
(7) Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеются, что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, т…ряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как поб…рающийся нищий.(11) В его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (12) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.
(Безымянная О.М.)
Слайд 20Найдите ключевые понятия –
ТЕРПЕНИЕ 1. Способность терпеть, стойко и безропотно переносить,
сносить что-л. 2. Способность долго, настойчиво, упорно делать что-л.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ 1. Терпимость, умение мириться с чем-либо чужим (привычками, характером, национальными особенностями, верой и т. п.).
БЫТИЕ; (разг.) БЫТИЁ 1. Совокупность условий материальной жизни общества. 2. Жизнь, существование.
Слайд 21Урок о «если»
(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать
других.
(2) Если ты хочешь чтобы любили тебя люби других.
(3) Если ты хочешь, чтобы т…рпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
(4) Эти «если» можно продолжать до бе…конечности, прикладывая любое понятие. (5) И пока человек не научится относит…ся к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. (6) Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
(7) Человеку дан язык чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеются, что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, т…ряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как поб…рающийся нищий. (11) В его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (12) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.
(Безымянная О.М.)
Определите тип и стиль речи.
Какой вид сложных предложений встречается в тексте чаще всего?
Слайд 25Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1) найти грамматические основы,
2) установить
смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Слайд 26Урок о «если»
(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать
других.
(2) Если ты хочешь чтобы любили тебя люби других.
(3) Если ты хочешь, чтобы т…рпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
(4) Эти «если» можно продолжать до бе…конечности, прикладывая любое понятие. (5) И пока человек не научится относит…ся к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. (6) Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
(7) Человеку дан язык чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться надеются что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, т…ряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как поб…рающийся нищий.(11) И в его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (12) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.
(Безымянная О.М.)
Слайд 27ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, раскрывая смысл высказывания Ольги
Михайловны Безымянной «Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
2. Выполните задания к тексту (те задания, которые не успели выполнить на уроке)